Если Вы решили создать свой ИТ-проект и Вам необходимы инвестиции для его развития – ICO лучшее решение.
Что такое ICO
Initial Coin Offering (далее – ICO) в переводе с английского означает первичное предложение (продажу) монет инвесторам и является формой привлечения средств в ИТ-проекты (стартапы). Обычно такая продажа происходит в криптовалюте «эфириум», реже – других цифровых валютах, при этом ИТ-компания взамен получает от инвесторов реальные деньги, обычно – доллары США.
В рамках ICO эмитент монет или как их еще называют – токенов, получает необходимые инвестиции для развития своего проекта, предлагая инвесторам взамен определенные услуги в будущем, например, программное обеспечение. Кроме этого, инвесторы также могут рассчитывать на выплату дивидендов, если дело будет прибыльным, а также доход от продажи купленных токенов в случае роста их курса.
Преимущества ICO
Стоит отметить, что в мире еще не наработано законодательство, регулирующее выпуск ICO, поэтому разместить токены может любое физическое или юридическое лицо. При этом не требуются какие-либо аудиторские проверки или предоставление официальной отчетности, как в случае с IPO (первичным размещением акций), что делает данный способ привлечения инвестиций очень привлекательным для ИТ-компаний.
Порог вхождения в ICO обычно минимальный, кроме этого проект предполагает абсолютную анонимность, т.е. о Ваших инвестициях в стартап не будут знать не только другие участники сделки, но и налоговые органы. При этом были случаи, когда прибыль от таких вложений вследствие стремительного роста цены токена составляла сотни и даже тысячи процентов годовых (проекты Ethereum, IOTA).
Этапы ICO
Сам процесс ICO, или как его еще называют краудсейла, обычно имеет следующие этапы:
- Предварительное знакомство – ИТ-компания презентует свой проект, и оценивает заинтересованность потенциальных инвесторов во вложении средств. Как правило, это делается путем размещения новостей, пресс-релизов на специализированных сайтах и форумах, а также при участии в ИТ-конференциях и выставках
- Проведение pre-sale – технологические компании иногда проводят предварительное ICO до основной распродажи. Обычно это мероприятие не рекламируется так активно, как основная продажа, а токены продаются по заниженной цене. Полученные средства компания может направить на увеличение инвестиций от основного ICO, например, выделить деньги на доработку прототипа программного обеспечения или проведение маркетинговой кампании
- Оферта представляет собой более детализированное предложение для инвесторов. В ней указывается техническое описание идеи, сроки ее реализации, необходимая сумма инвестиций, объем эмиссии токенов и др. С этой целью создаются сайт-визитка проекта или готовится более детальная презентация
- Маркетинговая компания направлена на информирование максимального количества потенциальных инвесторов о стартапе и повышении стоимости проекта путем рекламирования будущих выгод для инвесторов и пользователей разрабатываемого программного обеспечения
- Старт продаж токенов (или краудсейл) – является финальной стадией ICO. Обычно токены стартапа можно приобрести на сайте ИТ-компании, а для раскрученных стартапов – еще и на сайтах криптовалютных бирж
На что следует обратить внимание при инвестировании в ICO?
Отсутствие законодательного регулирования и взаимодействие участников сделки онлайн делает инвестиции в ICO достаточно рискованным делом, и это без учета того, что стартап может просто обанкротиться или проект могут взломать хакеры (так, со стартапа «DAO» хакерам удалось вывести более 30 млн долларов). Поэтому, перед вложением личных сбережений в такой проект, стоит учесть следующее:
- Руководители компании должны иметь соответствующий опыт и безупречную репутацию
- Сам стартап должен быть официально зарегистрирован в виде юридического лица
- Идея стартапа должна быть понятна, иметь ценность для будущих пользователей и быть перспективной. Наличие рабочего прототипа будущего программного обеспечения уменьшает риск вложения средств
- Необходимо внимательно ознакомиться со всеми соглашениями и правилами будущей сделки, которые ИТ-компании часто размещают на сайте проекта в виде публичной оферты
- Наличие грамотно-составленного whitepaper – презентации проекта с детальным описанием технических и маркетинговых деталей стартапа
- Наличие понятного road-map с описанием этапов развития проекта и их соблюдение стартапом
- Наличие у проекта escrow-счета, который подразумевает зачисление средств в стартап, только при выполнении ИТ-компанией принятых обязательств
Все это также поможет отсеять скамы – мошеннически проекты, целью которых является привлечение средств через краудфандинг для личного обогащения их владельцев без последующей реализации идеи. Так скаму Ebitz удалось собрать с помощью ICO 240 bitcoins (около 2,5 млн. долларов США).
ICO в мире
Первое ICO было проведено компанией «Mastercoin» (сейчас называется «Omni») в 2013 году, когда фирме удалось привлечь для своих ИТ-нужд 5 млн. долларов. Впрочем, это не самая большая сумма привлеченных инвестиций в ИТ-проект. Так, инновационному браузеру «Brave» удалось за 30 секунд собрать 35 млн. долларов. В мае 2017 года менее чем за неделю проект «Storj» принес своим разработчикам 30 млн. долл. вложений. А одним из рекордсменов считается стартап «Status» – более 100 млн. долл. США.
Впрочем, не все эксперты оптимистичны в перспективах вложения средств через ICO. Так, многие из них сравнивают волну криптовалютного ICO с бумом Интернет-фирм во второй половине 90-тых, многие из которых «лопнули как мыльные пузыри» в 2001 г., что привело к «кризису доткомов» и обвалу индексов инвестиционных компаний в развитых странах.
Регулирование ICO
Правовой статус IPO, порядок проведения и требования к ИТ-фирмам в данный момент не регулируется законодательством ни одной страны мира. Это делает данное направление привлечения инвестиций, как более простым и доступным способом, так и более рискованным.
В то же время, законодательное регулирование ICO необходимо для его развития и некоторые шаги в этом направлении уже были приняты. Так в сентябре 2017 г. Комиссия по ценным бумагам и инвестициям Австралии опубликовала руководство по юридическим обязанностям для фирм, которые проводят краудфандинг. Однако в том же году правительства Китая и Южной Кореи полностью запретили привлечение инвестиций с помощью ICO.
Читайте также:
- Как выбрать электронный кошелек для криптовалюты
- Как вывести средства из электронного кошелька?
- Как майнить и заработать биткоины с нуля
- Обзор цифровых криптовалют
- Ответы на популярные вопросы о Binance
- Что такое Bitcoin Cash
- Что такое litecoin и как на нем заработать?
- Что такое ripple и можно ли на нем заработать?
- Что такое блокчейн?
- Что такое майнинг, какие бывают виды майнинга и можно ли на этом заработать?
- Что такое смарт-контракт?
- Что такое токен на блокчейне
- Что такое эфириум (ethereum) и как на нем заработать
- Справочник криптобирж мира