про твої фінанси

Куда уходят деньги с мобильного: изучаем причины потерь на счету

Кто подъедает ваш мобильный баланс, и как с этим бороться, узнавал Prostobank.ua.

Путеводитель по статье

  1. Когда ошибаются абоненты
  2. Когда хитрят операторы
  3. Минимизируем потери
  4. Отрицательный баланс: миф или реальность?
  5. Если баланс «тает на глазах»
  6. Как «уйти в минус» законно?
  7. Тарифы популярных мобильных операторов
Видео путеводитель
В Украине усилена ответственность за жестокое обращение с животными

В Украине усилена ответственность за жестокое обращение с животными

Как минимум раз в жизни каждый из нас задавался вопросом о том, куда внезапно исчезают деньги с его мобильного телефона. И если абоненты во всех бедах винят операторов мобильной связи, то те, в свою очередь, сетуют на невнимательность самих пользователей. В реальности с равной вероятностью виноватыми могут оказаться и первые, и вторые.

Когда ошибаются абоненты

Зачастую, в пропажах средств со счета виноваты сами абоненты. В тройке самых популярных способов «обнулить» баланс:

  • незаблокированная клавиатура.

Как бы банально это ни звучало, но наши телефоны, болтаясь в женских сумочках или карманах джинсов, очень любят звонить сами при случайных нажатиях. Заканчиваются такие звонки только когда на другом конце сбросят вызов, или на счету вашего телефона больше не будет денег. Кроме этого, операторы часто отправляют СМС-предложения по покупке платных рингтонов, подписки на онлайн ТВ и другие услуги. Если Вы случайно активизировали сервис – тоже попадете на деньги.

  • звонки на городские номера.

Во-первых, стоимость звонков с мобильного на городской номер, как правило, в несколько раз дороже, чем между мобильными номерами. Они могут стоить более гривны за минуту разговора, о чем многие пользователи забывают. Во-вторых, большинство современных городских телефонных аппаратов оборудовано АОН (автоматическим определителем номера). А при звонке на номер с АОН время разговора отсчитывается с той секунды, когда определяется ваш номер, хотя для вас еще идут гудки. Таким образом, пытаясь дозвониться на городской номер, и пару минут послушав гудки, можно легко расстаться с суммой в 2-5 гривен в зависимости от особенностей тарификации вашего оператора.

Стоимость одной минуты звонка на городские номера у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на август 2023 г.

Оператор

Стоимость звонка на номера фиксированной связи, грн/мин

Vodafone

0,6

Киевстар

1,5

Lifecell

2

  • обновления мобильного контента.

Смартфоны уже давно сами «залазят» в сеть за обновлениями программного обеспечения и новыми настройками. И если вы не отключили автоматическую передачу данных, то каждый день ваш телефон может «подъедать» ваш баланс. А стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов колеблется от нескольких до 35 копеек, и если вы любите висеть в YouTube или скачивать онлайн игры – дополнительные мегабайты могут вам влететь в копеечку. 

Стоимость одного мегабайта мобильного интернета у отечественных операторов в зависимости от тарифного плана. По исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на август 2023 г.

Оператор

Тип протокола

Цена

 

Vodafone

10 грн за каждые 200 МБ/ 20 пакетов в день

Киевстар

20 грн/пакет из 500 МБ

 

Однако самое худшее начинается, если вы решите воспользоваться мобильным интернетом от отечественных операторов за рубежом. Телефон-то найдет настройки сети автоматически, а вот того, что вам пришлют расценки СМС-кой – никто не гарантирует. А стоимость 10 мегабайт мобильного интернета в роуминге может достигать несколько гривен. Следовательно, просто просмотрев любимый ролик на Youtube, или обновив любимую игру, уже можно «попасть» на сотни грн.

Когда хитрят операторы

  • изменение тарифов.

Самый простой способ оператору мобильной связи поднять себе ARPU (средний доход с одного пользователя) – это сменить тарифный план пользователю. Согласно украинскому законодательству операторы мобильной связи имеют право изменять сами тарифные планы и стоимость услуг, а также переводить абонента на другой тарифный план.

Еще одна «фишка» мобильных операторов – взимание платы не на ежемесячной, а более краткосрочной основе, например, каждые 30 или даже 28 дней. Таким образов, Вам как минимум придется пополнять счет не 12, а 13 раз в год. Не говоря, уже о том, что Вы можете просто забыть вовремя оплатить абонплату и оказаться без связи, тогда как автоматическую настройку платежей с такой периодичностью поддерживает не каждый Интернет-банкинг.

У самих же украинцев мало рычагов, чтобы повлиять на политику операторов, за исключение того, что операторы мобильной связи обязаны информировать пользователей о грядущих изменениях. «Мы информируем абонентов о любой услуге или любом изменении – на сайте, с помощью рассылки текстовых сообщений, при звонке на номер информационно-справочной службы, и так далее», – рассказывает начальник отдела взаимоотношений с клиентами компании «Киевстар» Владимир Терехов.

  • «бесплатные» акционные услуги.

Сами операторы мобильной связи утверждают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не подключают своим клиентам платные услуги без их ведома. «У нас нет такой практики. Абоненты нашего оператора должны сами подключить любую платную услугу», – комментирует начальник пресс-службы Lifecell Оксана Рудюк.  

Теоретически это так, однако, никто не мешает оператору мобильной связи безвозмездно «подарить» вам некую платную услугу по акции. Пробный период пользования такой услугой может быть бесплатным, а через месяц-другой абонент уже и забудет о том, что у него подключена платная услуга.

Минимизируем потери

Общие выводы очевидны. Во-первых, стоит внимательно читать условия договора, который вы заключаете с мобильным оператором. Такую информацию можно посмотреть на сайте оператора или в центре обслуживания.

Во-вторых, если вы хотите избежать непредвиденных убытков из-за смены тарифного плана, следует периодически мониторить расценки вашего пакета на сайте оператора. Ведь известить об изменении ценовой политики вас могут любым способом (СМС, информация на официальном сайте или другим), и не обязательно самым удобным для вас.

В-третьих же, стоит деактивировать автоматические обновления на вашем «умном» телефоне и отключать мобильный интернет за рубежом. А кроме того, не забудьте изучить расценки на роуминг, если вы собираетесь пользоваться мобильной связью за границей, бывают достаточно выгодные пакетные предложения, которые лучше заказать заранее.

Кроме того, не забывайте блокировать клавиатуру телефона и сведите к минимуму звонки на городские номера. Если же с вашего счета уже списали большую сумму, или более того – объявился крупный долг, не стоит отчаиваться. Prostobank.ua на своих страницах рассказывает, что делать с неожиданными долгами и как защищать свои права.

Отрицательный баланс: миф или реальность?

  • миф первый: позвонив в кредит, можно выговорить миллионы.

«Большинство пользователей мобильной связи Украины – абоненты предоплатной системы обслуживания. Таких абонентов около 95%. Этот формат обслуживания исключает возникновение отрицательного баланса на счете. Если счет становится нулевым, исходящие услуги связи временно приостанавливаются, до пополнения баланса», – рассказывает Владимир Терехов, начальник отдела взаимоотношений с клиентами компании «Киевстар». Так что если вы используете свой мобильный для разговоров и СМС, не пользуетесь, например, услугами интернета в роуминге – то ваш баланс отрицательным не станет.

Впрочем, это не касается случаев, когда в рамках тарифного пакета с вашего счета регулярно списывают определенную сумму.

Кроме того, это не касается контрактных абонентов, но и для них размер потенциального долга при «стандартном» использовании телефона ограничен. «Для контрактных и корпоративных абонентов предусмотрены определенные лимиты, которые позволяют абоненту общаться в кредит, даже если баланс его счета – отрицательный. Такие кредитные лимиты устанавливаются условиями тарифных планов и зафиксированы в договорах с абонентами. В случае использования кредитных лимитов, исходящие услуги связи приостанавливаются», – поясняет Владимир Терехов.

  • миф второй: огромные счета по заброшенным сим-картам.

Как выяснил Prostobank.ua, чтобы получить отрицательный баланс на сим-карте, которой вы перестали пользоваться, нужно очень постараться. Обычно если абонент перестает пользоваться номером, то он просто блокируется через определенный срок без выставления каких-либо счетов. «В случае предоплаченных тарифов, услуги предоставляются только после пополнения счета. Соответственно, если абонент не пополняет свой счет, ему не предоставляются услуги связи. Если же абонент не пользуется услугами на протяжении длительного времени (стандартный срок жизни сим-карт – 365 дней), карта блокируется», – комментирует начальник пресс-службы Lifecell Оксана Рудюк.

Если баланс «тает на глазах»

Если вы замечаете, что деньги на вашем счету заканчиваются подозрительно быстро – требуйте от оператора предоставить вам детализацию расходов. И при обнаружении услуг, которые вы не заказывали – их немедленного отключения.

Но удобней всего – создать личный кабинет, скачав приложение Вашего оператора с их сайта или в Google Play / Apple Store.

Если вы уже потеряли приличную сумму денег, нужно обратиться в службу поддержки вашего мобильного оператора. А когда переговоры не помогают – идти в ближайший офис компании с письменно оформленной претензией и записывать дату, время подачи и имя оператора, принявшего вашу жалобу. Если «вина» на стороне оператора, то зачастую уже на этом этапе компания признает, что деньги с вас были списаны «ошибочно», «вследствие технического сбоя системы». Можно также писать жалобы на официальной страничке компании в соцсетях – как дополнительную меру, которая простимулирует более быстрое и эффективное рассмотрение вашей претензии.

Однако если не помогает и это – все равно есть два варианта. Первый – обратиться в суд, отстаивая свои права как потребителя. Правда, зачастую судебные издержки будут гораздо больше, чем сумма, которую вы должны компании. Второй вариант – обращаться в Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере связи информатизации. Если жалобы будут массовыми, вполне возможно, что Нацкомиссия инициирует внеплановую проверку оператора.

Даже если баланс на вашем счету внезапно опустился ниже нуля – не стоит паниковать. У вас еще есть время, чтобы разобраться в ситуации. Во-первых, операторы постараются вас известить. «Абоненты уведомляются с помощью СМС, при звонке IVR (с помощью предварительно записанных голосовых сообщений). Если баланс нулевой, при попытке совершить исходящий звонок, абонент также слышит сообщение», – рассказывает Владимир Терехов.

Прежде чем оператор перейдет к решительным действиям по взысканию с вас задолженности, пройдет еще определенный срок. «Мы в течение трех месяцев контактируем с абонентом-задолженником, присылаем напоминания по СМС, по указанному абонентском договоре адресу. Если в течение этого срока абонент не отреагировал, мы ждем еще несколько месяцев, и тогда уже применяем предусмотренные законодательством меры для взыскания задолженности», – рассказывает Владимир Терехов.

Как правило, этого времени достаточно, чтобы выяснить причину возникновения долга и проконсультироваться с юристами. В любом случае следует помнить, что компания также не заинтересована в репутационых потерях, как и вы – в потере честно заработанных денег. Потому в спорных ситуациях не бойтесь отстаивать свои права.

Как «уйти в минус» законно?

Законная возможность «уйти в минус» у абонентов мобильных компаний все же есть. «При нулевом балансе счета абонент может продолжить пользоваться услугами мобильной связи, если подключит специальную услугу кредитования», – рассказывает Оксана Рудюк.  Бояться «звонков в кредит» не стоит: сумма таких кредитов для физлиц у отечественных операторов – 10-500 гривен, комиссия за пользование услугой – еще 1-25 гривен. А погашение кредита происходит при следующем пополнении счета.

Что же касается взысканий за несвоевременное погашение такого кредита, то тут возможно несколько вариантов. Например, если абонент длительное время не оплачивает задолженность, то может начисляться пеня. Как правило, в условиях договора с абонентом есть информация о порядке расчета такого штрафа. Однако при небольшой задолженности такой штраф может и не взиматься. В любом случае, наличие или отсутствие пени в вашем тарифном плане уточняйте у вашего оператора перед подключением услуги.

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?