про твої фінанси

Покупка-продажа недвижимости: юридические советы

Prostobank.ua рассказывает о юридических тонкостях покупки-продажи недвижимого имущества.

Путеводитель по статье

  1. Регистрация недвижимого имущества: стоимость услуги
  2. Стоимость юридических услуг по операциям с недвижимостью
  3. Юридические статьи на тему недвижимости
  4. Продажа квартиры шаг за шагом: нюансы, расходы, список необходимых документов

    4.1 Предварительный договор купли-продажи квартиры

    4.2 Пакет документов для продажи квартиры

    4.3 Нотариальное удостоверение основного договора купли-продажи квартиры

    4.4 За что платит продавец:

  5. Налог на недвижимость в Украине
Видео путеводитель
Покупка и продажа недвижимости: договор, регистрация права собственности

Покупка и продажа недвижимости: договор, регистрация права собственности

Регистрация недвижимого имущества: стоимость услуги

Квартирный вопрос актуальный для многих наших читателей. Мы уже писали, как правильно купить квартиру в кредит, где найти дешевую ипотеку. Сегодня мы решили рассмотреть юридические вопросы покупки недвижимости, регистрации права собственности.

Итак, если вы купили квартиру на вторичном рынке или в новостройке, следующим этапом будет оформление права собственности. Зарегистрировать недвижимое имущество в Украине может государственный регистратор, нотариус, государственный и частные исполнители. Право собственности переходит на основании договора купли-продажи, договора дарения, ренты или пожизненного содержания.

Перечень документов, которые нужно предоставить нотариусу или специалисту ЦНАП, вы найдете здесь.

Стоимость услуги регистрации права собственности зависит от размера прожиточного минимума, установленного законом на 1 января календарного года, и срока выполнения:

  • 5 прожиточных минимумов – за государственную регистрацию права собственности в срок два часа с момента регистрации соответствующего заявления;
  • 2 прожиточных минимума – за государственную регистрацию в срок 1 рабочий день с момента регистрации соответствующего заявления;
  • 1 прожиточный минимум – за регистрацию права собственности в срок 2 рабочих дня с момента регистрации соответствующего заявления;
  • 0,1 прожиточный минимум - в срок 5 рабочих дней

Стоимость юридических услуг по операциям с недвижимостью

Если вы уже являетесь собственником или арендатором недвижимого имущества (квартиры, частного дома или земельного участка), у вас может возникнуть необходимость воспользоваться услугами профессиональных юристов для решения операций с недвижимостью. Для экономии личных средств советуем сравнить юридические услуги. Ниже мы собрали средние цены на услуги юристов и адвокатов, которые специализируются на вопросах, связанных с недвижимостью.

Юридические статьи на тему недвижимости

Юристы Prostopravo.com.ua регулярно пишут о правах граждан в разных сферах. Мы собрали самые важные статьи, которые могут быть полезными нашим читателям, которые являются собственниками недвижимого имущества.

Продажа квартиры шаг за шагом: нюансы, расходы, список необходимых документов

Продажа недвижимости, как и покупка, – непростой процесс, который требует времени, денег и здоровых нервов. Учитывая тот факт, что в нашей стране часто меняются законы, особенности и процедуры разных операций – к продаже жилья стоит подготовиться. В своем блоге я хочу рассказать, что нужно знать, продавая квартиру, какие затраты понесет продавец при сделке, какой перечень обязательных документов нужно подготовить в Украине.

Если вы решили продать жилье, в первую очередь, нужно обратиться к риэлтору. Для продавца квартиры услуги специалиста по недвижимости будут бесплатными, так как услуги посредника оплачивает покупатель. Обычно риэлтор проверяет наличие документов на недвижимость, может попросить копию технического паспорта и фотографии квартиры для размещения объявления о продаже. Изучив все факторы, риэлтор определяет цену вашей квартиры. В зависимости от срочности продажи и других нюансов, вы можете увеличить или уменьшить стоимость жилья.

Предварительный договор купли-продажи квартиры

Рано или поздно на каждый товар находится свой покупатель. Если потенциальный покупатель решил приобрести вашу квартиру, он должен подтвердить свои намерения задатком (обычно это сумма составляет от 1000 долларов) и подписанным договором задатка. Риэлтор составляет предварительный договор купли-продажи объекта недвижимости. Самые важные нюансы предварительного договора, на которые стоит обратить внимание:

  • цена квартиры в гривнах;
  • сумма задатка;
  • срок, к которому должен быть составлен и нотариально утвержден основной договор;
  • срок, когда продавец должен освободить жилье. Обычно продавцу на выселение из квартиры дается месяц после подписания основного договора.

Если покупатель откажется покупать квартиру, сумма задатка остается продавцу. И наоборот, если вы передумаете продавать квартиру, согласно договору, придется заплатить сумму в размере 2 задатков.

В предварительном и основном договоре купли-продажи недвижимости цена указывается в гривнах. Если стоимость квартиры была установлена в долларах, в день заключения предварительного договора нужно договориться, по какому курсу будет пересчет.

Для удобства можно воспользоваться конвертером валют. Здесь, конечно, все зависит от договоренности – можно считать по среднему или лучшему курсу в день заключения предварительного договора, или по курсу в день заключения основного договора. И здесь продавец уже встречается с первым риском – риском колебания курсов валют. Предположим, что стоимость квартиры 100 000 долларов, любые изменения курса на 1 коп – это потеря или выигрыш 1000 грн.

Пакет документов для продажи квартиры

Итак, предварительный договор подписан, дата подписания основного договора определена, теперь нужно готовиться к нотариальной продаже. Подготовка документов включает:

  1. оригинал документов на недвижимость (свидетельство о праве собственности на квартиру, технический паспорт, домовую книгу);
  2. паспорт, идентификационный код владельца квартиры;
  3. свидетельство о браке владельца квартиры;
  4. согласие мужа или жены на продажу;
  5. свидетельство о рождении детей и разрешение от опекунских органов на продажу (если часть недвижимости принадлежит детям)
  6. Форму 2 (для ее получения нужно обратиться в ЖЭК или ОСМД);
  7. справку про отсутствие задолженности по уплате коммунальных услуг и квартплаты (в Форме 2 могут указать про отсутствие такой задолженности, поэтому необязательно просить отдельную справку);
  8. экспертную оценку квартиры. Обычно этим вопросом занимается риэлтор, обращаясь к специалистам оценочной компании, но оплатить услугу придется вам. До 1 ноября 2013 года экспертная оценка квартиры делалась таким образом: специалист осматривал и делал фото квартиры, ему предоставлялись копия технического паспорта квартиры, паспортные данные владельца, на основании чего он готовил отчет экспертной оценки недвижимости, в котором указывал рыночную стоимость квартиры. Стоимость услуг эксперта составляла – от 400 грн. С 1 ноября 2013 года вступил в силу новый порядок оценки имущества для целей налогообложения, начисления и уплаты других обязательных платежей, утвержденный постановлением Кабинета министров №231. Оценивать стоимость имущества могут только сертифицированные в Фонде Государственного Имущества специалисты. Стоит отметить, что до 1 февраля 2014 года будет действовать специальный переходной период, в ходе которого в силе будет оценка, проведенная также оценщиками, не получившими соответствующего образования (то есть, экспертную оценку можно получить по старому (действующему до 1 ноября) методу). С 1 февраля 2014 года определять рыночную стоимость квартиры будут специальные программы (при этом, специалисту не нужно приходить к вам домой). Введя основные данные про квартиру, программа определит ее стоимость. Хотя многие говорили о подорожании экспертных услуг после нововведений, на сегодня получить экспертную оценку можно за 300 грн.
  9. Выписка из квартиры. Для выписки из квартиры нужно обратиться в соответствующий районный отдел государственной миграционной службы (бывший паспортный стол), написать заявление, уплатить пошлину в размере 30,5 грн. В паспорте сотрудник миграционной службы укажет про снятие с регистрации с места проживания и выдаст лист выбытия (который понадобится для регистрации по новому месту жительства). Кроме того, сотрудник ЖЭКа или ОСМД должен сделать отметку о выписке из квартиры в домовой книге, Форме 2.

Нотариальное удостоверение основного договора купли-продажи квартиры

В нашей стране нередко встречаются «черные нотариусы». Обычно нотариуса выбирает покупатель, так как он платит за его услуги. Но для минимизации рисков лучше заранее спросить у покупателя, какой нотариус будет сопровождать сделку, и «проверить» этого нотариуса на отсутствие «темных дел».

Процедура оформления договора купли-продажи выглядит так: ознакомление с договором; оплата всех налогов и сборов; оплата покупателем стоимости квартиры; подписание договора купли-продажи.

За что платит продавец:

  • налог на доходы физических лиц: 5% от договорной или рыночной стоимости квартиры (налог насчитывается на большую сумму), 0% - в случае одновременного выполнения трех условий: 1) продается жилой дом, квартира или их часть, комната, садовый (дачный) дом (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, а также хозяйственно-бытовые сооружения и здания), а также земельный участок, размер которого не превышает норм бесплатной передачи земли, установленных ст.121 Земельного кодекса Украины в зависимости от ее назначения 2) продажа одного из перечисленных объектов происходит впервые в отчетном календарном году. 3. отчуждаемый объект находится в собственности плательщика менее трех лет. (Услуги банка при оплате налога на доходы – 1-2% от суммы налога)

Квитанцию об уплате налога на доход с продажи квартиры лучше сохранить для налоговой инспекции.

  • Проверка квартиры на юридическую чистоту (плата за поиск нотариусом ведомостей в Государственном реестре прав) – 3 квитанции по 70 грн = 210 грн; (услуги банка - 3*5=15 грн)
  • Выписка из Государственного реестра прав – если делает нотариус – от 150 грн, государственная регистрационная служба – от 120 грн (+5 грн услуги банка). Если квартира была зарегистрирована после 1.01.2013г. – не нужно платить за выписку, поскольку в этом году все квартиры уже регистрировали регистраторы Государственной Регистрационной Службы.
  • Выписка из Государственного регистра обременений движимого имущества – 34 грн (+5 грн услуги банка).
  • Услуги банка за открытие счета и перечисление денег (400-600 грн).

С 1 сентября 2013 года купля-продажа недвижимости стоимостью больше 150 тыс. грн. осуществляется по безналичному расчету. После ознакомления с договором купли-продажи квартиры и оплаты налогов, покупатель и продавец едут в банк для перечисления денег. Поэтому лучше выбрать отделение банка, которое находится недалеко от нотариуса. Сотруднику банка нужно предоставить сумму сделки и номер договора купли-продажи. Средняя комиссия банка за такую операцию – 400-600 грн. После того, как деньги будут перечислены на счет покупателя, банк выдает квитанцию-подтверждение перечисления денег.

После того, как нотариус увидит подтверждение оплаты, покупатель и продавец могут подписывать договор.

Подписывайте договор только после подтверждения банком перечисления денег на ваш счет.

Предположим, что продавец продает квартиру стоимостью 500 000 грн. Рассмотрим 2 варианта: 1) доход с продажи квартиры не облагается налогом 2) доход облагается налогом в размере 5%.

РАСХОДЫ ПРОДАВЦА КВАРТИРЫ ПРИ ЕЕ ПРОДАЖЕ стоимостью 500 000 грн., грн

Налог на доход физического лица:

  1. 0%
  2. 5%*500000=25000 грн

Плата за поиск нотариусом ведомостей в Государственном реестре прав

  1. 3*70=210 грн
  2. 3*70=210 грн

Плата за выписку из Государственного реестра прав / Экспертная оценка

  1. 150 / 300 грн
  2. 150 / 300 грн

Выписка из Государственного регистра обременений движимого имущества

  1. 34 грн
  2. 34 грн

Услуги банка

  1. 500+3*5+5+5=525 грн
  2. 500+25000*0,01+3*5+5+5=775 грн

Итого

  1. 694 грн
  2. 26469 грн

Таким образом, в зависимости от ставки налога на доход, продавцу придется заплатить от 694 до 26 469 грн (в том числе, за услуги банка – от 525 до 775 грн).

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?