Подлежат национализации: новые правила поддержки банков государством

Правительство установило правила, по которым будет оказывать помощь проблемным банкам. В чем они заключаются, какие учреждения могут рассчитывать на поддержку государства, и что думают о новой схеме национализации эксперты – узнавал Prostobank.ua

Если банк испытывает серьезные проблемы с платежеспособностью, у него есть несколько путей. Первый – просить у собственника вливания дополнительного капитала. Если этот вариант невозможен, тогда в финучреждение вводят временную администрацию, после которой начинается ликвидация – если для банка не найдут нового инвестора-покупателя либо если государство его не национализирует. Именно последнему варианту и посвящено постановление Кабинета Министров от 25.11.2014 г., устанавливающее правила, которые определяют условия капитализации банков государством, в том числе – национализации финучреждений. Речь идет о Постановлении Кабмина N632 - «Порядок приобретение акций банков в обмен на облигации внутреннего государственного займа». 

Общие правила

Схема поддержки государством выглядит следующим образом: НБУ вносит в Кабмин предложение на покупку акций того или иного банка, а исполнительный орган принимает соответствующее решение. При этом проект решения вносит на рассмотрение Министерство Финансов с учетом рекомендаций и предложений специального «Экспертно-аналитического совета по вопросам участия государства в уставном капитале капитале банков». Если решение оказывается положительным, то Минфин выпускает и вносит в уставный капитал банка облигации внутреннего государственного займа и оформляет права государства на управление учреждением.

Согласно постановлению, государство может помогать всем видам учреждений – как банкам, более 75% акций которых принадлежит государству (Укргазбанк, Киев, но не санационный Родовид-банк), так и частным банкам с недостаточным уровнем капитала, а также банкам со статусом неплатежеспособных, которые выводят с рынка.

Поддержка при нехватке капитала

Для того чтобы государство поддержало банк с недостаточным уровнем капитала, необходимо, чтобы общее собрание акционеров приняло соответствующее решение, фактически согласившись на национализацию учреждения: в итоге, государство должно владеть не менее чем 75%+1 акция банка.

Помимо этого, уставный капитал банка должен быть уменьшен на максимальную сумму убытков, которая будет рассчитана после независимого диагностического обследования. При этом уставный капитал должен быть увеличен за счет депозитов топ-менеджмента учреждения и акционеров банка, которые владеют не менее 10% акций – другими словами, они должны конвертировать свои вклады в акции.

Еще одно обязательное условие – согласие акционеров на то, что Минфин утверждает своего человека на должность советника главы правления банка, чтобы регулярно отслеживать работу финучреждения и получать о ней отчеты.

Спасение неплатежеспособных

Поддерживать неплатежеспособный банк, который выводят с рынка, государство будет лишь в случае, если Фонд гарантирования вкладов физлиц обеспечил уменьшение уставного капитала финучреждения до 1 гривны.

Но главное: неплатежеспособный банк сможет рассчитывать на помощь государства, только если доля активов банка составляет 2% и более в общих активах банков Украины и/или объем депозитов в учреждении составляет 2% и более от общего объема вкладов в банковской системе.

По данным НБУ на 1.10.2014 г. таким критериям отвечают 13 банков в части депозитов и 13 банков в части активов (детальнее см. графики ниже). Важный момент: если банк отвечает указанным критериям, но в схеме его работы были серьезные нарушения, то теоретически государство не должно его финансировать – от этого его убережет НБУ, который не внесет в таком случае в Кабмин соответствующее предложение по национализации.

Еще жестче, или рекапитализация по-европейски

Некоторые положения нового постановления эксперты одобряют – в частности, метод, по которому государство отбирает для помощи лишь те неплатежеспособные банки, у которых доля активов или пассивов 2% и выше. Однако указанная норма, по мнению специалистов, должна распространяться не только на банки со статусом неплатежеспособных, но и на все учреждения, которые хотят получить финансирование государства. «Я считаю, что практически единственным случаем, когда государству целесообразно рекапитализировать частный банк, является рекапитализация больших системных банков, так называемых «too big to fail» («слишком большие, чтобы упасть» – ред.). Со стороны пассивов это банки, обладающие большим количеством розничных депозитов; со стороны активов, это банки, которые реально кредитуют население и предприятия страны, а не только свою группу компаний. Таким банкам государство просто не может позволить обанкротиться, так как последствия такого банкротства будут слишком тяжелыми для всей экономики страны», - рассказывает Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка.

Эксперт подчеркивает, что в Европейском Союзе опыт государственной поддержки частных банков оказался успешным, потому что рекапитализация проводилась по четким правилам. «В ЕС прямая рекапитализация банков производилась при помощи особого стабфонда – ESM (European Stability Mechanism), в соответствии с определенными правилами ЕС. Финансирование предоставлялось из этого фонда исключительно тем финучреждениям, к спасению которых нельзя привлечь частный капитал. И что самое главное - доступ к фонду могли получить лишь те банки, которые были готовы к проведению реформ и изменению ведения бизнеса», - комментирует Тамаш Хак-Ковач.

Многие законодательные нормы, принятые в ЕС, были бы полезны и для Украины. К примеру, условия рекапитализации «по европейским стандартам» включают следующие обязательные пункты.

Прежде всего, бюджетное финансирование не должно быть безвозвратным: банк должен быть заинтересован в как можно более быстром погашении задолженности перед государством.

Во-вторых, рекапитализированный государством банк должен провести реструктуризацию активов и уменьшение баланса. «Например, нидерландская ING продала свое тайванское страховое подразделение взамен на капитальное вливание от правительства Нидерландов», - отмечает Тамаш Хак-Ковач.

Наконец, национализированный банк должен выполнять ряд ограничений, пока не вернет средства государству, либо пока не реализует план реструктуризации активов. Например, в европейских банках, рекапитализированных государством, на законодательном уровне была ограничена зарплата топ-менеджмента. «В некоторых случаях реформирование учреждения в целях получения господдержки может предусматривать полную замену менеджмента, который оказался несостоятельным, - добавляет Тамаш Хак-Ковач. – Насколько украинские учреждения готовы выполнять такие правила – это уже другой вопрос».

Опубликовано на сайте: 03.12.2014

Автор: Олеся Шелевер

Источник: http://www.prostobank.ua/



Тема дня

Автокредиты убывают в цене, но оптимизма рынку это не добавляет

Средние ставки по кредитам на покупку новых иномарок в 2016 году снизились на 1,5-2,5 п.п. в зависимости от срока кредитования. При этом количество банков, предлагающих автокредиты, остается практически неизменным, а эксперты не ожидают оживления этого сегмента в ближайшем будущем.

Видео дня