про твої фінанси

Медицинское страхование персонала: цены и нюансы

Prosto много значит для тимбилдинга в компании и повышения средней работоспособности сотрудников оплачиваемые для них компанией полисы добровольного медицинского страхования (ДМС). О многочисленных технических и финансовых аспектах корпоративного ДМС и текущих тарифах на программы разного уровня рассказывает Prostobank.ua

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Учет и налоги
  2. Вопросы количества и качества
  3. Корпоративный ДМС: платежи




Loading...

Учет и налоги

При обдумывании столь крупной статьи расходов как медицинское страхование персонала, финдиректору вначале стоит уяснить вопросы учета и налогообложения таких программ.

Отметим, что прежнее законодательство давало налоговые преференции работодателям, сотрудники которых были на добровольной основе застрахованы за счет компании от несчастных случаев и болезни в виде ненакопительного краткосрочного страхования (term-life), накопительного долгосрочного страхования жизни (life), а также собственно медицинского страхования (ДМС non-life). И многие крупные корпорации этим умело пользовались в минимизационных целях.

Тогда как Налоговый Кодекс никаких льгот страховщикам жизни сотрудников уже не дает – расходы на страхование жизни являются частью фонда оплаты труда. «В действующей системе налогообложения затраты работодателя на страхование жизни приравниваются к затратам на дополнительную заработную плату или премию. Долгосрочное страхование жизни можно отнести на валовые затраты, но при этом они облагаются налогом, что в конечном итоге менее привлекательно для предприятий», – объясняет Александр Мельничук, менеджер страховой группы «PZU Украина». Краткосрочное же терм-лайф-страхование от несчастных случаев и болезней (свойственное очень опасным и вредным производствам) дополнительно облагается немаленьким взносом и на обязательное государственное социальное страхование – в размере от 36,76% до 49,7% страховых выплат.

В результате по данным Лиги Страховых Организаций сегмент страхования жизни за счет предприятий по объему страховых платежей сократился с 30% до 10% (в 2011 году), уступив место даже на производствах Донбасса прежде всего годовым полисам медицинского страхования персонала.

Дело в том, что ДМС, согласно НК, при отнесении на валовые затраты налогом не облагается (вместо этого налоговое обязательство возникает у сотрудников по налогу на доходы физических лиц, НДФЛ). И это оставляет приоткрытой прежнюю «дверь возможностей» уменьшения налоговой базы.

Аналогичная история и со взносом на социальное страхование. Согласно Постановлению Кабмина 1170 от 22.12.2010г. (Перечень II: 2) уплаченное компанией ДМС за сотрудников и даже за членов их семей вошло в неширокий список из 29 выплат, свободных от начисления социального взноса – в отличие от страхования жизни. Другими словами, государство в 2010 году сделало все, чтобы убить страхование жизни за счет компаний – и широко развить вместо этого корпоративные медстраховки.

Обязательства по НДФЛ сотрудников по медицинскому страхованию равны 15% уплаченной компанией цены полиса. При этом финдиректору необходимо сразу решить два вопроса – и, возможно, утвердить их навсегда в качестве внутренней политики компании:

  • Будет ли компания компенсировать уплату НДФЛ по ДМС сотрудникам – или это сделают сотрудники сами из своих доходов?
  • Будет ли при увольнении сотрудника за ним сохранен полис до конца действия последнего – или же уволенного исключат из списка застрахованных лиц, а невыбранный им страховой резерв перезачислят на нового сотрудника?

Ответ «нет» на первые части обоих вопросов при дорогих полисах ДМС может поставить компанию в затруднительное положение – у сотрудника могут возникнуть претензии по поводу уплаты им в начале действия полиса НДФЛ за весь срок действия страховки. «Чтобы избежать этого, компании лучше пересмотреть свою внутреннюю политику в этом вопросе таким образом, чтобы при увольнении сотрудника оставить ему действующую страховку до конца срока договора. Это и решение проблемы оплаты, и сохранение лояльности сотрудника», – закономерно советуют страховщики.

Полезные статьи для персонала:

Вопросы количества и качества

Можно ли застраховать в рамках корпоративного страхования не всех сотрудников компании – все-таки у каждого гражданина есть конституционное право отказаться от полиса? Теоретически – да. Но операторы рынка говорят о негласном правиле страхования не менее 80% персонала каждого отдельно работающего подразделения. «Это делается для того, чтобы избежать выборочного страхования тех, кому уже необходимо лечение», – поясняет специалист СГ «PZU Украина».

Если при этом по такому же принципу страхуют и родственников (то есть не менее 80% страхуемых сотрудников страхует родственников), то страховщик может принять условно, что риск не изменится или изменится незначительно – и тогда цена полиса и правила его получения для членов семей сотрудников не меняются сравнительно с полисами для сотрудников.

«Если же за родственников платят сами сотрудники, и им предоставлено право выбора (страховать или не страховать), в этом случае риск застраховать больных возрастает. В андеррайтерской политике «PZU Украина» принято, что если количество родственников по договору 50 человек и более, они могут быть застрахованы по таким же тарифам, как и сотрудники. Если менее 50-ти – им необходимо заполнять декларации о здоровье, при этом коэффициент скидки за количество (применяющийся для полисов сотрудников) не применяется», – констатирует Александр Мельничук.

Для снижения стоимости полиса при заданном числе страхующихся есть четыре основных пути:

  • исключить из покрытия платную стоматологию (или ввести большую франшизу / низкий лимит) на нее – но это, впрочем, изрядно уменьшит мотивационную привлекательность полиса для сотрудников;
  • исключить особо критические риски, в случае наступления страховых случаев по которым тратятся особо большие средства (это оправдано, если компания не занимается высокорисковой для организма деятельностью) или ввести большую франшизу / низкий лимит на них. Другими словами, сосредоточить полис на медицине обыденно-бытового плана, на быстром «выкарабкивании» из рядовых «хворей» и скорейшем возвращении сотрудника к работе – а не на долгом амбулаторном лечении тяжелых заболеваний;
  • в среднеценовом ДМС страховать некоторые риски с франшизами и лимитами, исключить часть рисков, а вместо этого в программу страхования включить профилактику заболеваний, увеличение сопротивляемости организма болезням – в виде прививок, регулярной витаминизации разного рода, кратковременного посещения различных санаторно-оборудованных залов («соляных пещер» и тому подобных) вплоть до банальных тренажеров, бассейнов, курсов физвоздействия (правильного дыхания, гимнастики и так далее). В итоге «убиваются три зайца»: сотрудники будут меньше брать больничных и отгулов по болезни и меньше заражать коллег; указанные мероприятия значительно поспособствуют внутренним связям в компании; а страховщики сэкономят на отсутствии часто болеющих, вследствие чего смогут предоставить компании скидки на полисы на следующий год (есть у СК такая практика);
  • введение крупной франшизы за обслуживание в клиниках и аптеках повышенной дороговизны, если в списке ассистанса данной СК есть клиники дешевле и ближе к месту наступления страхового случая. Дело в том, что психология иных небогатых граждан любых стран такова: «бесплатное» и элитное по качеству медобслуживание любым способом надо брать, даже если здоровье в порядке – и при том в самом дорогом из возможных учреждений, поскольку другого такого случая может не быть. Однако вряд ли такой подход повышает работоспособность сотрудника.

Последнюю коллизию особо живописно описал эксперт СГ «PZU Украина»: «Компания может четко понимать, что ей необходимо создать такие условия для своих сотрудников, когда они будут реже болеть. Но есть и другой подход, когда компания с помощью программ страхования создает такие условия, которые мотивируют сотрудников лечиться. В таком случае застрахованные стремятся максимально выбрать все возможные опции страхового полиса. Они посещают нужных и не нужных специалистов, проходят множество назначенных обследований, делают массажные процедуры и т.д. И чаще всего все это происходит в рабочее время. Подобные программы сами компании расценивают не как защиту своих сотрудников, а как дополнительную мотивацию, но не учитывают, что таким образом снижают работоспособность коллектива».

Именно поэтому во избежание недоразумений некоторые корпорации уже создали специальные развернутые документы: стандарты корпоративного медстрахования персонала.

Среди прочих общих аспектов заметим, что при выборе страхового тарифа по ДМС ничто не мешает страховать сотрудников разного уровня с разным же уровнем страхового покрытия. Кроме того, при первичном расчете итоговой стоимости следует учесть, что тариф ДМС может зависеть от возраста сотрудников и его родственников, если они страхуются.

Что же касается скидок за количество страхующихся, то назвать примерный дисконт не получится – нам известны числа скидок в диапазоне 10%-20% от цены одиночного полиса, но на рынке не исключены и 40%-60%, и отсутствие скидок. Частыми граничными числами, после которых начинается та или иная скидка у той или иной компании является 20 и 50 страхующихся.

Корпоративный ДМС: платежи

Одним из крайне важных параметров для бюджета компаний является частота оплаты полисов сотрудников – ведь единовременная оплата годового страхования нескольких десятков человек для предприятия малого и среднего бизнеса означает весьма серьезные расходы. По этому поводу страховщики отмечает закономерную тенденцию: если ранее компании чаще вносили платеж одноразово, то сегодня договариваются и о ежеквартальной оплате, и о ежемесячных платежах.

При этом компания-страхователь должна быть готова к небольшому удорожанию годового полиса, проданного, можно сказать, в рассрочку. При рассроченной оплате страхового платежа вводятся коэффициенты, которые, в зависимости от частоты оплаты, несколько увеличивают размер годовой страховой премии.

Что касается минимальных количественных требований в отношении персонала к компаниям-страхователям, по словам экспертов страхование корпоративных клиентов возможно от пяти человек, а при страховании сотрудников промышленных предприятий охват полисами ДМС должен составлять не менее 60% коллектива.

Ассистанс-обслуживание клиентов по ДМС (прием звонков и иных обращений по страховым случаям, в том числе, за рубежом; связь с теми или иными ближайшими клиниками-партнерами СК, перечисленными в полисе; экспертизы) практически у всех ведущих игроков этого рынка ведется собственными ассистанс-компаниями. «Большинство основных страховщиков, входящих в топ-10 по ДМС, организовывают медицинский сервис преимущественно через собственную ассистирующую компанию в структуре страховщика. Доля привлечения аутсорсингового ассистанса незначительна», – описывает реалии профильный специалист компании «Альфа Страхование (Украина)».

Отличия тарифов полисов в регионах от базовой цены в столице иногда отсутствуют (например, у компаний «АХА» и «Аска»), изредка они определены заведомо (так, имеется твердая «региональная» скидка в 25% у страховой группы «ТАС»). Но чаще всего, скидка на региональную страховую премию по отношению к базовой киевской ее величине определяется для каждого города и предприятия индивидуально.

Наконец, отличия полисов ДМС дешевых (эконом-типа), среднеклассовых, премиум и VIP-уровней заключаются не только в перечне покрываемых и исключаемых услуг и франшиз по ним. «Основное чем отличаются программы страхования – классом клиник, в которых застрахованный получает услуги. Полисы, покрывающие только государственные клиники – самые дешевые. А самый дорогой полис будет предусматривать стопроцентную оплату услуг таких клиник, как «Обериг», «Борис», «Медиком», – определяет дифференцирование эксперт страховой компании «Uniqa».

Тем не менее, для уровня и тарифа полиса конечно, важны и отдельные опции. Ценовая разница полиса по ДМС формируется за счет многих факторов, а именно: набора рисков; наличия покрытия стоимости медикаментов при поликлинике (в рамках всей страховой суммы или в индивидуальном лимите, с франшизой или без нее); наличия дополнительных бонусов в покрытии. Детализировать эти различия на примере предложений одной из компаний можно так:

  • Классический договор добровольного медицинского страхования СК включает стандартный набор программ: «Амбулаторно-поликлиническая помощь», «Стационарное лечение», «Скорая и неотложная помощь», «Медикаментозное обеспечение»;
  • В договорах премиум-класса предусмотрены дополнительные программы, такие как «Стоматология», «Витаминизация», «Медосмотр»;
  • В VIP-программах обычно предусмотрена нулевая франшиза, а в страховое покрытие могут включаться оздоровительные и профилактические мероприятия, а также медицинская помощь при поездках за рубеж.

Актуальные базовые условия добровольного медицинского страхования персонала ведущих компаний этого рынка можно увидеть здесь





Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram



Горячие предложения

UniGroup

Кредит под 1,5% в месяц. Под авто, квартиру, дом, нежилое помещение

Сумма: от 30 000 до 15 000 000 грн.

Срок: от 1 месяца до 10 лет

Без выписки и перерегистрации

Киев, Киевская обл. до 60 км

Страховая группа ТАС

Электронный полис «автогражданки»

Оплата и получение – не выходя из дома

Регистрация договора в базе МТСБУ онлайн

Исключено мошенничество со стороны продавца

Дешевле бумажных полисов

Полезные статьи по данной тематике