про твої фінанси

Важное решение: детский сад Монтессори

По мере того, как ребенок подрастает, родители все чаще задумываются о выборе дошкольного учебного заведения для него. Сегодня ProstoВaby предлагает обсудить один из возможных вариантов обучения дошкольника – школу детский сад Монтессори.


Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Методика раннего развития Марии Монтессори
  2. Такой необычный сад 
  3. Какой он – Монетссори-класс? 
  4. Всем ли подходит сад Монтессори?
  5. А как же дальше? 
  6. Информация о некоторых Монтессори-садах г. Киева и Киевской области, данные состоянием на июнь 2015 г. 
  7. Электронная очередь в детский садик: как зарегистрировать ребенка

Методика раннего развития Марии Монтессори

Методика Монтессори представляет собой альтернативную систему образования. Она является детищем итальянского ученого, философа, доктора и педагога Марии Монтессори, которая жила и работала в конце 19-го – средине 20-го века. Разработанную для занятий с детками с задержкой умственного развития, и показавшую удивительный результат, эту гуманную методику начали применять для воспитания здоровых детей. Она пользуется безусловным авторитетом в мире и по сей день успешно работает во многих странах.

«Помоги мне сделать самому!» – таков основной посыл данной методики.

Согласно ей, малышу, который находится в центре педагогической системы, в специальной подготовленной среде, предоставляется полная свобода. Под ней имеются ввиду действия, не угрожающие жизни и не ограничивающие свободу других детей. Автор методики считала, что ребенок является абсолютно самостоятельной единицей. Он от природы имеет тягу к познанию, поэтому может сам развивать свои умения и воспитывать в себе личность. А родители или преподаватель выполняют тут исключительно роль наблюдателей и помощников. Согласно мнению автора, на этапе раннего развития стоит не «вкладывать» в ребенка определенную информацию, а пробуждать и поддерживать в нем интерес к изучению нового. 

15 обещаний, которые преподаватели предлагают родителям дать самим себе:

  • перестать делать замечания ребенку при посторонних;
  • не обсуждать проблемы воспитания ребенка в его присутствии;
  • не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного;
  • помнить, что у каждого ребенка своя скорость, свои способности и свой неповторимый рисунок личности;
  • приучать ребенка к самостоятельности;
  • научиться чаще и искренне! хвалить малыша;
  • иногда без повода брать малыша на руки, крепко обнимать и целовать;
  • не отдариваться от ребенка игрушками, а проводить с ним больше времени;
  • научиться терпеливо слушать своего малыша;
  • завести специальную тетрадь, где педантично записывать смешные истории из жизни, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события;
  • не обманывать ребенка, всегда выполнять то, что наобещали и не обещать заведомо невыполнимых вещей;
  • иногда позволять себе подурачиться и поиграть с ребенком на равных;
  • приучать малыша к труду, поощрять любую помощь по дому, пусть даже от нее убытка будет больше, чем пользы;
  • не относиться ко времени, проведенному с ребенком, как ко времени, потерянному для себя;
  • перестать испытывать чувство вины перед ребенком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства.

Возможно, вы скажете, что таковы основы воспитания любого ребенка и Монтессори тут не причем. Однако многие родители так не считают или просто мирятся с другим воспитанием, не отстаивая свои принципы. Ведь не у всех родителей хватает смелости противостоять навязыванию своих принципов бабушками и воспитателями в садах. Однако мы с мужем с самого первого дня стараемся отстаивать свои принципы перед родными, мы считаем, что на нас лежит ответственность за малыша, поэтому можем выслушать другую точку зрения, однако имеем право поступать по-своему.

Приведу пример из жизни. В то же время, как я узнавала про дошкольное учреждение, которое меня интересует, я заглянула в сад, который находится в 2 минутах ходьбы от парадного. Воспитательница, которая ведет ясельную группу, сказала мне, что деток принимают с 2,5 лет. Когда я спросила, можно ли раньше, последовал ответ: «Ну, вот эту (кивает на ребенка) взяли с двух, так она даже рисовать не умеет, и что мне с ней делать?». И второй пример – мой сын пошел на занятия с 9 месяцев, и с самого начала преподаватели относились к нему и другим деткам как к самостоятельной единице, у которой обязательно все получится, нужно лишь направить их энергию в нужное русло.

Еще немножко наблюдений с занятий. Мне очень нравится, что здесь деток готовят к жизни в социуме и в бытовых условиях (помимо математики, письма и других наук). В чем это выражается: все материалы находятся в единственном экземпляре. То есть если один ребенок уже занимается, а второй тоже хочет именно эту работу, то он должен спросить разрешения у первого и присоединиться, если получит положительный ответ, либо подождать (заняться чем-то другим), если первый ребенок против и хочет работать сам. В бытовой зоне есть всевозможные щетки (для того, чтоб убирать крошки со стола или с пола), тряпочки (вытирать стол или мыть пол), пуховки (чтоб сметать пыль). Если ребенок насорил, он сам должен убрать за собой (к слову, если использовать это правило и дома, нельзя переделывать работу ребенка в его присутствии). Также есть работы с вылавливанием предметов из воды, пересыпанием круп, детки постарше чистят и режут овощи. И вся кухонная утварь настоящая, чтобы ребенок знал, что она может разбиться при неаккуратном обращении.

Что касается дошкольного учреждения, там есть два вида возрастных групп: тоддлер для деток от двух до трех лет (15 человек), и группа на 25 человек, где находится треть трехлеток, треть четырехлеток и треть пятилеток. Таким образом, детки имеют возможность побыть самыми маленькими и самыми старшими – лидерами и помощниками младшим.

Что касается организации окружающего пространства. Классная комната условно разделена на 5 зон (практическая жизнь, математика, развитие речи, космическое воспитание, сенсорика), каждая из которых укомплектована соответствующими материалами Монтессори. Здесь нет традиционных игрушек, вместо них – материалы для «детской работы», которая естественно развивает каждого ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом, способностями и интересами.

Упражнения из зоны «Практическая Жизнь» в первую очередь предлагаются ребенку, который только начинает обучение. От освоения навыков, которые здесь отрабатываются, во многом зависит успех ребенка в дальнейшей интеллектуальной работе. Работая с настоящей кухонной утварью, простыми инструментами и устройствами дети развивают контроль и координацию движений, независимость, ответственность, уверенность, привычку работать самостоятельно, способность организованно мыслить, что достигается благодаря собственному, осознанному выбору деятельности. Дети очень любят работать в этой зоне, так как тут им все знакомо и происходит как в реальной жизни.

Сенсорный материал Монтессори обеспечивает развитие и систематизацию чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и тактильные ощущения) ребенка, вследствие четкого научного подхода. Отличительной чертой этой зоны является изоляция в отдельной работе только одного качества, которое различает друг от друга предметы (например, изолируется вес или цвет), в то время как все остальные характеристики одинаковы для всех объектов. Например, 6 прямоугольников – два красных, два синих, два желтых, остальные визуальные и тактильные показатели одинаковы. Работа заключается в том, чтобы подобрать пары одинаковых цветов. Или знаменитая «розовая» башня – набор кубиков одного цвета, но разных размеров, который предназначен для развития умения точно различать размеры – формирование понятий «большой» и «маленький». Для всех материалов обязательна возможность самостоятельного контроля ошибки, т. е. ребенок сам может проверить правильность выполнения, не нуждаясь в помощи взрослого. Это учит детей работать самостоятельно, не боясь ошибиться.

К работе с Математическими материалами ребенок приходит уже основательно подготовленным. Сначала работают с разнообразными материалами, которые помогают постичь понятие количества, а уже потом показывают, как именно количество может выражаться при помощи цифр. Эти идеи объединяются и вместе формируют фундамент для дальнейшего понимания математических принципов.

Целью материалов из зоны «Развитие Речи» является поддержка внутренней интуитивной способности ребенка к чтению и письму. Значение символов письма для ребенка абстрактно и непонятно, для его разъяснения используют простые материальные объекты.

Идея Космического Воспитания по системе Монтессори состоит в предоставлении ребенку возможности узнать и понять связи между основными элементами вселенной – временем, природой, историей. Материалы этой зоны предметны, наглядны и охватывают географию, ботанику, анатомию, астрономию и т. д.

Источник фото: svitmam.ua 

Сравнение цен на услуги для детей:

Такой необычный сад 

Частный Монтессори-сад напоминает обычное дошкольное учебное заведение, вероятно, лишь тем, что он открыт для деток в возрасте от двух до шести лет. Группы в этом саду обычно небольшие, до 20-ти человек, но разновозрастные. Как гласит методика Монтессори, старшие детки в таком коллективе будут помогать младшим и опекать их. А малыши в свою очередь получат возможность учиться у тех, кто постарше.

В саду Монтессори нет принуждений и запретов – ребенок занимается тем, чем он хочет на данный момент, в нужном ему ритме, один или с партнером. Это помогает малышу развиваться согласно своим сензитивным периодам – осваивать какой-либо навык тогда, когда он будет полностью готов. Такая свобода действий, в понимании доктора Монтессори, способствует воспитанию у детей самодисциплины.

Тут не будут критиковать или ругать ребенка, заставлять спать, если ему не хочется. А также не станут стимулировать его к получению новых знаний. У Монтессори-педагога другая задача – не вмешиваясь в действия своих подопечных, создавать все условия для результативных занятий. Помощь ребенку в виде небольшого объяснения допускается, когда тот растерялся, выбирая обучающий материал. Или не смог разобраться с его предназначением.

Елена, мама 16-тилетнего Даниила, вспоминая детство сына в таком саду, рассказывает: «Монтессори – это система, которая действительно работает. Больше всего меня поразила коммуникабельность детей, которую всячески поддерживают. Когда пришла в сад, была удивлена и растрогана: пятилетняя девочка помогала трёхлетке завязывать шнурочки. Комментируя, что когда она была маленькой, ей тоже помогали. А уроки созерцания... Нет, не на бумаге, а в реалии. Я тихонечко зашла в группу и жду в коридоре. Детки на стульчиках стоят перед окнами. Учитель просит их рассказать, что они увидели (за окном падал лохматый снег). Одна из девочек выдаёт: «Там Данина мама пришла». Наш невозмутимый преподаватель вместо замечания тут же сделала пятиминутный экскурс о том, что мы слышим и видим, как мы слышим и видим. И что нужно, дабы не отвлекаться. Все посмеялись и продолжали созерцать. Ну, где Вы такое ещё видели?

Сама по себе система, если читать о ней, показалась мне ну очень специфичной. А на деле всё проще. Но с детками нужно заниматься и самостоятельно. Педагоги всегда делятся информацией, проводят индивидуальные встречи с родителями. Спустя много лет сын помнит, что ему там было хорошо и уютно. Что ещё нужно для счастья?».

Источник фото: lesenka-nsk.ru

На практике в методике Монтессори отдается преимущество индивидуальной работе ребенка.

Одной из форм коллективного взаимодействия есть так называемый «круг». Длится он всего 15-20 минут и может иметь разную смысловую нагрузку. Для этого дети и преподаватели усаживаются на пол лицом друг другу, образуя кольцо. Цель мини-круга - непродолжительное общение для утреннего приветствия, поддержки новичков в группе, обсуждения новостей и событий в жизни малышей, настраивание их на дальнейшую работу. В рамках тематического круга проходят занятия, направленные на развитие детей – тут говорят о свойствах воды и воздуха, работе человеческого сердца, о звуках и тишине. Рефлексивный круг – это некий итог. Он дает возможность ребенку выразить свои впечатления от прошедшего дня и оценить свою работу – что у него получилось, а что могло бы быть лучше.

В качестве физических упражнений метод Монтессори предусматривает работу на линии – большом эллипсе, который изображен на полу класса. Это может быть ходьба по линии классическая, с предметом или по образцу, ритмические прыжки, маршировка, гимнастические упражнения. Упражнения подбирают согласно возрасту детей и обычно выполняют под музыку. 

Какой он – Монетссори-класс? 

Комната для занятий в саду Монтессори весьма отличается от привычной для нас группы детского сада. Для создания подготовленной среды ее разделяют на тематические пространства:

  1. Зону реальной жизни – тут малыш найдет все для того, чтобы научиться обслуживать себя, причем делать это он будет по-настоящему (пользоваться веником, стирать, мыть посуду, учиться готовить).
  2. Зону сенсорного развития – здесь находятся материалы, помогающие освоить понятия размера, формы, цвета, веса (все то, чему можно дать какое-то определение и что развивает зрение, слух, тактильные ощущения).
  3. Математическую зону – сектор с материалами для освоения понятия количества и счета.
  4. Языковую зону – место для изучения букв, обучения письму и чтению.
  5. Зону космоса – тут узнают новое об окружающем мире, различных процессах и природных явлениях.

Такое зонирование помогает ребенку сориентироваться среди многочисленных обучающих материалов, систематизировать полученную информацию и соблюдать порядок. Часто в садах традиционные зоны дополняют художественными, музыкальными, спортивными.

Источник фото: vesna-2015.montessori-russia.ru

Материалы на полках шкафов в комнате – это специальные пособия из натуральных материалов, созданные доктором Монтессори. В таком классе не будет предмета, не имеющего назначения. А детки занимаются только тем, что приносит им пользу.

Именно поэтому в классическом Монтессори-классе не найти:

  • парт и учительского стола – малыши располагаются за столиками на удобных стульчиках или на ковриках;
  • второго такого же обучающего пособия – это способствует социализации и формированию коммуникативных навыков у детей, учит их делиться и договариваться;
  • занятий по художественному творчеству и сюжетно-ролевых игр – считается, что они никак не влияют на развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • традиционных игрушек – автор методики считала их бесполезным изобретением (нынешние Монтессори-сады все же имеют игровую зону).

К сказкам система Монтессори более благосклонна, ведь наличие в них огромного словарного запаса и элементов фольклора, согласно методике, очень полезно для развития детей. 

Всем ли подходит сад Монтессори?

Мамам и папам, отдавшим предпочтение Монтессори-саду, не стоит ожидать, что их малыш будет развиваться лучше или быстрее своих сверстников. Данная методика не ставит перед собой такую задачу. Ее цель – воспитание свободного, независимого, уверенного в себе человека, раскрытие потенциала, заложенного в малыше природой.

Некоторые специалисты считают, что эта система подойдет любому ребенку. С одной оговоркой – если родители готовы забыть о своем главенстве и рассматривать собственное чадо как отдельную личность.

Согласно другому мнению, методику Монтессори нельзя применять в отношении:

  • деток-аутистов – они могут замыкаться в себе;
  • очень активных детей – такая система для них дискомфортна;
  • малышей, имеющих творческие способности – методика Монтессори совсем не уделяет внимания правому полушарию (эстетика, творчество, фантазия), концентрируясь на развитии левого (логическое мышление и анализ).

Источник фото: goldenbusina.ru

А как же дальше? 

Родителей, которым близки идеи методики Монтессори, часто волнует момент «вливания» ребенка в традиционную общеобразовательную систему после окончания Монтессори-сада. Проблемы адаптационного периода могут быть связаны с тем, что после отсутствия какого-либо принуждения и полной свободы в саду, в обычной школе малыша ожидает четкий распорядок дня, единая программа обучения, требования выполнять задания и оценивание его работы.

Монтессори-педагоги утверждают, что на момент окончания сада шестилетний малыш, который уже имеет собственное мнение, умеет делать выбор, уважает окружающих, привык находиться в коллективе и любит учиться, без особых проблем приспособится к новым для себя порядкам. Во избежание возможных сложностей адаптации психологи рекомендуют за полгода до начала обучения в школе проводить с ребенком подготовительную работу.

Перед тем, как делать окончательный выбор в сторону сада Монтессори, родителям стоит серьезно взвесить все плюсы и минусы этой системы воспитания, проконсультироваться с психологом. Окончательный выбор поможет сделать пробное занятие, которые могут предлагать такие сады.





Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Горячие предложения

UniGroup

Кредит под залог недвижимости. Ставка 1.5% в месяц

Сумма от 30 000 до 50 000 000 грн. (в любой валюте).

Срок от 1 месяца до 10 лет.

100 л. топлива в подарок каждому клиенту.

Территория Киев, Киевская область до 35 км, Одесса, Харьков, Днепр, Львов, Полтава, Житомир, Ивано–Франковск, Черкассы, Черновцы, Чернигов, Сумы.

Miloan.ua

1-й кредит до 15 000 - 0,01%!

Макс кредит: до 15 000 грн.

Строк: до 30 дн.

Вік / Возраст: > 18

Карта, паспорт, код

Агропросперіс Банк

Вигідні депозити

Депозит в USD під 3% річних

3,25% – при сумі від 5000 USD

Термін – 6 або 18 місяців

Вклади від 500 USD

Агропросперіс Банк – банк, який має 100% іноземний капітал (США і Європа)

м. Київ, Вінниця

Ліцензія НБУ №241 від 16.02.2016 №319 в державному реєстрі банків

Полезные статьи по данной тематике