Подбор кредитов:
Бесконтактная карта или смартфон: какой способ оплаты предпочитают украинцы? — эксперт РАДАБАНК
Пандемия ускорила внедрение передовых технологий в сфере банкинга, и в том числе бесконтактной оплаты.
Но готовы ли украинцы отказаться от пластика, к которому так долго привыкали, и оплачивать покупки бесконтактно, рассказывает Татьяна Дегтярева, начальник управления карточного бизнеса «АО «АБ «РАДАБАНК»:
— В условиях пандемии популярность бесконтактных платежей действительно продолжает расти. И оплата бесконтактно картой сейчас очень актуальна, так как позволяет сократить время обслуживания клиентов, свести к минимуму до минимума касания и передачу карт или денег в руки продавца.
Напомню про 2 бесконтактных способа оплаты картой:
Бесконтактные карты с технологией paypass — это карты, которые оснащены встроенными чипом и антенной, передающими по радиоканалу на бесконтактный терминал информацию о платеже. Благодаря этой технологии покупки можно оплатить мгновенно, лишь приложив платежную карту к дисплею бесконтактного считывающего устройства с характерным значком.
В свою очередь, токенизация платежных карт — это карта, оцифрованная в платежном приложении (например Google pay/Apple pay). Чтобы рассчитаться такой картой, необходимо иметь платежный инструмент (смартфон, часы, кольцо и т. д.) с функцией NFC.
На сегодня все карты, которые эмитируются РАДАБАНКОМ, можно токенизировать в Google pay/Apple pay. И практически все частные карты, выпускаемые РАДАБАНКОМ, имеют технологию PayPass. Исключение составляют только пенсионные и зарплатные карты среднего класса (массового сегмента). Но и эти карты возможно токенизировать в Google pay/Apple pay.
Можно условно выделить несколько типов личностей с платежными привычками.
Тип первый: «Обожаю»
Вот за счет таких пользователей растут объемы бесконтактных платежей. Платить бесконтактно, не важно смартфоном или бесконтактной картой — это уже привычка. Пользователь, который попробовал такой способ оплаты, не вернется к другому. Только в редких случаях, когда его вынудит техническое оснащение точки продажи. Такие пользователи отлично ориентируются в банковских карточных продуктах и технологиях. И чаще всего, такие пользователи имеют более, чем 2 карты. Обычно 3-4 карты разных банков.
Тип второй: «Ненавижу»
Не только любой безналичный способ оплаты (картой или приложением на смартфоне) – это привычка Клиента. А и платить картой или наличными – это тоже привычка человека. Если Клиент привык платить наличными, то он чаще всего и будет продолжать платить наличными невзирая на пандемию, развитие инновационных технологий. В супермаркете мне всегда интересно наблюдать за людьми и за их платежными привычками. И я все еще наблюдаю ситуации, когда человек выстаивает очередь к банкомату, снимает наличные и идет делать покупки в супермаркет. Это их добровольный выбор, чаще всего основанный на неосведомлённости или на каком-то негативном опыте в прошлом.
Тип третий: «Хочу, но не могу»
Есть другая категория. Люди, которые расплачиваются наличными не из-за любви к ним. А из-за недостаточно развитой платежной инфраструктуры. Т. е. банально в их населенном пункте нет терминалов в магазине. Или на предприятии, где они получают заработную плату, нет зарплатного проекта. И эта категория просто не имеет платежной карты.
Хотя, по статистике НБУ, количество платежных терминалов в 2020 году возросло почти на 8% и теперь составляет более 360 тысяч штук, развитие платежной инфраструктуры не достигло оптимального уровня. 9 тысяч терминалов на 1 миллион населения Украины. На одного украинца приходится 0,009 терминалов. Для сравнения:
- на одного европейца приходится 0,029 терминалов. А это в 3,2 раза больше, чем в Украине.
- на одного американца приходится 0,031 терминалов. Это в 3,4 раза больше, чем в Украине.
На карте, которая представлена в статистике НБУ, еще присутствуют области Украины, в которых меньше, чем 8 тысяч терминалов на 1 миллион населения. И только в четырех областях (Киев, Днепр, Харьков, Одесса) этот показатель более, чем 10 тысяч на 1 миллион населения.
И основная задача сейчас — это развивать платежную инфраструктуру: стимулировать банки и торговые точки к расширению терминальной сети. Но сейчас есть предпосылки, чтобы все цифры, которые указаны выше, стали еще плачевнее. И повод для этого — проект Закона о снижении банковской комиссии по эквайринговым операциям.
Немного статистики НБУ: количество бесконтактных и токенизированных карт стремительно растет. По данным Национального Банка Украины, почти 40% платежных карт (14900000 шт.) — бесконтактные и токенизованные карты. Количество токенизированных карт составляла почти 3,4 млн. шт. Это на 50% больше, если сравнивать с январем 2020 года.
Если сравнивать объемы расчетов не бесконтактной картой и бесконтактной (в том числе и токенизированной), то более половины от общего количества и суммы безналичных операций в торговых сетях (54% по обоим показателям) за девять месяцев 2020 происходило бесконтактно, тогда как год назад — только треть.
И такая динамика роста не случайна, ведь и бесконтактные, и токенизированные карты — это инновационные технологии, которые на фоне пандемии оказались еще и полезными для здоровья привычками.
Обновлено: 15.01.2021
Автор: Простобанк Консалтинг
Источник: http://www.prostobank.ua/spravochniki/banki/id/215