Бесконтактная карта или смартфон: какой способ оплаты предпочитают украинцы? — эксперт РАДАБАНК

Пандемия ускорила внедрение передовых технологий в сфере банкинга, и в том числе бесконтактной оплаты.

Но готовы ли украинцы отказаться от пластика, к которому так долго привыкали, и оплачивать покупки бесконтактно, рассказывает Татьяна Дегтярева, начальник управления карточного бизнеса «АО «АБ «РАДАБАНК»:

— В условиях пандемии популярность бесконтактных платежей действительно продолжает расти. И оплата бесконтактно картой сейчас очень актуальна, так как позволяет сократить время обслуживания клиентов, свести к минимуму до минимума касания и передачу карт или денег в руки продавца.

Напомню про 2 бесконтактных способа оплаты картой:

Бесконтактные карты с технологией paypass — это карты, которые оснащены встроенными чипом и антенной, передающими по радиоканалу на бесконтактный терминал информацию о платеже. Благодаря этой технологии покупки можно оплатить мгновенно, лишь приложив платежную карту к дисплею бесконтактного считывающего устройства с характерным значком.

В свою очередь, токенизация платежных карт — это карта, оцифрованная в платежном приложении (например Google pay/Apple pay). Чтобы рассчитаться такой картой, необходимо иметь платежный инструмент (смартфон, часы, кольцо и т. д.) с функцией NFC.

На сегодня все карты, которые эмитируются РАДАБАНКОМ, можно токенизировать в Google pay/Apple pay. И практически все частные карты, выпускаемые РАДАБАНКОМ, имеют технологию PayPass. Исключение составляют только пенсионные и зарплатные карты среднего класса (массового сегмента). Но и эти карты возможно токенизировать в Google pay/Apple pay.

Можно условно выделить несколько типов личностей с платежными привычками.

Тип первый: «Обожаю»

Вот за счет таких пользователей растут объемы бесконтактных платежей. Платить бесконтактно, не важно смартфоном или бесконтактной картой — это уже привычка. Пользователь, который попробовал такой способ оплаты, не вернется к другому. Только в редких случаях, когда его вынудит техническое оснащение точки продажи. Такие пользователи отлично ориентируются в банковских карточных продуктах и технологиях. И чаще всего, такие пользователи имеют более, чем 2 карты. Обычно 3-4 карты разных банков.

Тип второй: «Ненавижу»

Не только любой безналичный способ оплаты (картой или приложением на смартфоне) – это привычка Клиента. А и платить картой или наличными – это тоже привычка человека. Если Клиент привык платить наличными, то он чаще всего и будет продолжать платить наличными невзирая на пандемию, развитие инновационных технологий. В супермаркете мне всегда интересно наблюдать за людьми и за их платежными привычками. И я все еще наблюдаю ситуации, когда человек выстаивает очередь к банкомату, снимает наличные и идет делать покупки в супермаркет. Это их добровольный выбор, чаще всего основанный на неосведомлённости или на каком-то негативном опыте в прошлом.

Тип третий: «Хочу, но не могу»

Есть другая категория. Люди, которые расплачиваются наличными не из-за любви к ним. А из-за недостаточно развитой платежной инфраструктуры. Т. е. банально в их населенном пункте нет терминалов в магазине. Или на предприятии, где они получают заработную плату, нет зарплатного проекта. И эта категория просто не имеет платежной карты.

Хотя, по статистике НБУ, количество платежных терминалов в 2020 году возросло почти на 8% и теперь составляет более 360 тысяч штук, развитие платежной инфраструктуры не достигло оптимального уровня.   9 тысяч терминалов на 1 миллион населения Украины. На одного украинца приходится 0,009 терминалов.  Для сравнения:

  • на одного европейца приходится 0,029 терминалов. А это в 3,2 раза больше, чем в Украине.
  • на одного американца приходится 0,031 терминалов. Это в 3,4 раза больше, чем в Украине.

На карте, которая представлена в статистике НБУ, еще присутствуют области Украины, в которых меньше, чем 8 тысяч терминалов на 1 миллион населения. И только в четырех областях (Киев, Днепр, Харьков, Одесса) этот показатель более, чем 10 тысяч на 1 миллион населения.

И основная задача сейчас — это развивать платежную инфраструктуру: стимулировать банки и торговые точки к расширению терминальной сети. Но сейчас есть предпосылки, чтобы все цифры, которые указаны выше, стали еще плачевнее.  И повод для этого — проект Закона о снижении банковской комиссии по эквайринговым операциям.

Немного статистики НБУ: количество бесконтактных и токенизированных карт стремительно растет. По данным Национального Банка Украины, почти 40% платежных карт (14900000 шт.) — бесконтактные и токенизованные карты. Количество токенизированных карт составляла почти 3,4 млн. шт. Это на 50% больше, если сравнивать с январем 2020 года.

Если сравнивать объемы расчетов не бесконтактной картой и бесконтактной (в том числе и токенизированной), то более половины от общего количества и суммы безналичных операций в торговых сетях (54% по обоим показателям) за девять месяцев 2020 происходило бесконтактно, тогда как год назад — только треть.

И такая динамика роста не случайна, ведь и бесконтактные, и токенизированные карты — это инновационные технологии, которые на фоне пандемии оказались еще и полезными для здоровья привычками. 

По материалам Маанимо


Срочно нужны деньги?