Подбор кредитов:
Методика составления рейтингов финансовых услуг
Основная цель наших рейтингов — выявить наиболее привлекательные с точки зрения ценовых параметров условия по банковским (финансовым) продуктам и услугам.
Основные принципы
Основной принцип составления любого рейтинга, в том числе и банковского, заключается в том, чтобы отразить положение участника рынка среди себе подобных с помощью определенным образом обработанной информации.
В качестве главного критерия составления рейтингов компании «Простобанк Консалтинг» принят показатель, характеризующий уровень доходов (для депозитов) или расходов (для кредитов и прочих услуг) клиента при пользовании тем или иным продуктом или услугой. Ведь зачастую именно этот показатель является определяющим при выборе обслуживающего банка/страховой компании/другого партнера.
В случаях, когда этот показатель не может быть применен в силу специфики продукта (например, по кредитным картам), используются данные расчетов гипотетической ситуации, максимально близкой к нему по экономическому смыслу.
Особенности составления рейтингов
Участие в рейтинге имеет следующие ограничения:
Регулярному обязательному мониторингу подлежат 15 ведущих (по уровню активов) банков.
Методика отбора следующая: список банков-лидеров по классификации НБУ на начало года корректируется с учетом экспертных мнений (из списка исключаются банки, не специализирующиеся на рознице, а оставшийся список пополняется до 40 за счет поднятия на более высокие позиции банков, не вошедших в первоначальные четыре десятка). В результате в рейтинг входят все маркет-мейкеры, в руках которых сосредоточено более 80% рынка. На протяжении года список банков, утвержденных к мониторингу, изменениям не подлежит.
Место в рейтинге определялось путем ранжирования банков по доходности/стоимости продуктов (услуг) на дату проведения мониторинга:
- для депозитных продуктов — по убыванию;
- для кредитных и прочих продуктов — по возрастанию.
В зависимости от конкретного продукта/услуги под понятием «стоимость» понимается:
- Для кредитов — реальная ставка по кредиту, которая учитывает все расходы заемщика на обслуживание долга (без учета расходов на оплату услуг третьих лиц — нотариусов, страховых компаний, оценщиков и проч.), приведенные к формату процентов годовых. Реальная ставка по кредитам рассчитывается согласно следующей методике.
- Для кредитных карт — реальная ставка по карточному кредиту, которая учитывает все расходы клиента на получение и обслуживание кредита: проценты, одноразовые и ежемесячные комиссии, платежи за рассчетно-кассовое обслуживание (годовое обслуживание карты), приведенные к формату процентов годовых.
- Для депозитов — процентная ставка по вкладу
- Для пластиковых карт — расходы клиента на осуществление операций, связанных с выпуском и обслуживанием пластиковых карт.
- Для денежных переводов — расходы клиента на осуществление перевода
При этом регулярному мониторингу подвергаются следующие банковские услуги для частных лиц:
- Жилье в кредит на первичном и вторичном рынках
- Кредиты на ремонт
- Потребительские кредиты под залог недвижимости
- Автокредиты: на новые и б/у авто, иномарки и отечественного производства
- Потребительские кредиты: товары в рассрочку, кредиты наличными деньгами, под залог.
- Кредитные карты
- Пластиковые карты
- Депозиты
- Денежные переводы
Особенности составления рейтингов
Если в результате расчетов величина главного критерия ранжирования (стоимость продукта/услуг банка) выявится одинаковой у нескольких участников рейтинга, то во внимание принимаются дополнительные параметры. Так, при определении места в рейтинге при равных ценовых параметрах предпочтение отдается:
- для ипотеки и автокредитов — кредитам с минимальным первоначальным взносом;
- для потребительских кредитов — кредитам с минимальным первоначальным взносом;
- для депозитов — банку с минимальной суммой депозита;
- для кредитных карт — картам с льготным периодом пользования;
- для пластиковых карт — для банков, у которых отсутствует комиссия за снятие средств в банкоматах «родного» банка (эмитента).
В случае, если двое и более участников совпадут по показателям стоимости продукта/услуги, то ранжирование производится по названию участников рейтингов в алфавитном порядке.
Как собирается информация
Сбор данных о компаниях осуществляется с помощью телефонных опросов (колл-центры и подразделения банков), просмотра официальных сайтов банков, а также путем обработки данных предоставленных банками-участниками рейтингов.
Процедура составления рейтингов
Вся процедура составления рейтингов полностью автоматизирована и исключает возможность ручной корректировки позиции участника в рейтинге.