Оксана Караванская, дизайнер: «К сожалению, бренд не может быть залогом при получении кредита» - 08.02.2008

«Мы уже поставили задание оценить нашу торговую марку перед фирмой, которая ее регистрировала. А пока берем кредиты в банках традиционным способом. И проценты на кредит, который нам дают, все равно находятся в стандартных пределах». // 08.02.2008

Оксана Караванская – украинский дизайнер. Постоянный участник украинских недель prêt-a-pоrter и член Украинского синдиката моды. В 2002 году дизайнер получила гран-при в конкурсе «Хрустальный Силуэт» за лучшее платье года. Оксана Караванская входит в тройку лучших дизайнеров Украины и считается одной из самых сильных. Именно Оксане Караванской принадлежит идея создания первого Театра Мод во Львове, который успешно гастролировал по Украине и за ее пределами. Оксана Караванская является членом Синдиката Моды Украины и создает от 8 до 14 коллекций в год.

Оксана, сейчас Ваш бизнес находится на активной стадии развития – менее чем за год было открыто 4 бутика в разных городах Украины. Остаются ли у Вас при этом какие-то средства, чтобы накапливать сбережения на банковских депозитах?

На сегодняшний день у меня вообще нет сбережений в банке. Единственное «сбережение» - это недвижимость, которой мы владеем вместе с мужем. Недвижимость пока не падает в цене, поэтому мы надеемся, что именно она и сохранит нам средства, если вдруг что-то произойдет. Это и есть наш «банк», если можно так сказать. Единственное отличие – мы по такому «вкладу» не получаем никаких процентов. Но, по крайней мере, недвижимость с каждым годом становится все дороже и дороже.

Безусловно, свободных средств у нас уже давно нет – мы начали свой бизнес 10 лет назад. Пока он еще выдерживал небольшие объемы, мы могли удержаться в режиме собственных средств. А когда мы за один год открыли 4 бутика, включая киевский на Крещатике, то, безусловно, это можно было сделать только с помощью огромных кредитов.

На каких условиях Вы их брали: под имя, под бренд, на обычных условиях?

На разных. Хотя, должна отметить, что на сегодняшний день, к сожалению, бренд не может быть гарантом возвращения кредита. Для того чтобы его можно было использовать как залог при получении кредита, нужно сначала провести его оценку. Это сопряжено со многими трудностями. Впрочем, мы уже поставили задание оценить нашу торговую марку перед фирмой, которая ее регистрировала. А пока берем кредиты в банках традиционным способом.

Вас устраивают процентные ставки, условия возвращения?

Учитывая то, что кредитами занимается мой муж, все зависит от его умения налаживать контакты. А также от того, насколько самим банкирам может быть выгодно или не выгодно с нами работать. Безусловно, проценты на кредит, который нам дают, все равно находятся в стандартных пределах. Но ставка может зависеть от умения заключать договоры и находить выгодные условия. Плюс-минус 1-2% - это уже существенно при тех суммах, которые нам приходится брать.

А кредитными карточками пользуетесь?

Мой муж пользуется кредитными карточками. Я нет.

Почему? Боитесь больших расходов?

Нет, мне неудобно ими пользоваться, потому что я достаточно неорганизована в быту. А если я теряю карточку, то потом вынуждена тратить время, чтобы приостановить ее действие, получить новую… что доставляет слишком много хлопот. Поэтому я пользуюсь только наличными деньгами в кошельке.

Есть ли банки, которым Вы доверяете?

Я не контактирую с банками непосредственно, этим занимается мой муж. В нашем общем бизнесе добыча денег – это его дело. Я занимаюсь, в основном, творческими вопросами.

Ваш бизнес все больше разрастается… Не боитесь возрастающих рисков? Страхуете ли свой бизнес?

Некоторые наши бизнесы мы страхуем. Например, недвижимость и транспортные средства. А контракты – только с зарубежными партнерами. Бизнес «Оксана Караванская» защищен авторскими правами, поэтому как таковая страховка здесь нам пока не нужна. Хотя, большие контракты планируются и здесь, поэтому, когда возникнет необходимость, мы тоже будем их страховать.

Индустрия моды – это довольно рискованный бизнес…

Сразу должна сказать, что я довольно долго ждала, пока у нас настроится индустрия моды так, как она существует во всем мире. Схема очень проста, она состоит из четырех составляющих: дизайнеры, магазины, байеры (buyers) и фабрики, которые находятся между ними. И в тот момент, когда я поняла, что байеров я так и не дождусь, фабрики не хотят шить украинских дизайнеров, а ни один бутик не хочет брать одежду дизайнера, если у него нет фабричной сетки, я решила, что надо делать все самой. Пусть я буду первооткрывателем – что делать! Но сидеть и ждать чего-то я не хотела

Планируете ли Вы делать сбережения в пользу детей – открывать детские депозитные счета, например, чтобы защитить их в случае, если Ваш риск не даст ожидаемых результатов?

Нет, мы не делаем таких сбережений. Мы живем внутренней уверенностью, что все будет в порядке. Кроме того, все наши вложения в недвижимость в конце концов останутся детям.

Имеет ли для Вас значение материальное положение клиентов? Можете ли Вы отказать «мелким» покупателям, чтобы не тратить на них свое время?

Не знаю, к сожалению или к счастью, но я никогда не различаю клиентов ни по уровню платежеспособности, ни по их интересам. Следую закону, что клиент всегда прав. Есть, конечно, женщины или мужчины с довольно вредными характерами. Но именно поэтому я гораздо больше люблю работать в режиме своего ателье, чем в режиме бутиков. Это своеобразный спорт для меня – «гонка с препятствиями». И чем больше этих препятствий, тем достойнее себя чувствуешь, когда ты их удачно переборол. Поэтому я посещаю все свои бутики – я очень переживаю, что часть дизайнерской энергетики растворится в массовом пошиве.

Если представить, что Вы на некоторое время оказались ограничены в средствах и вынуждены работать в убыток, то насколько Вы сможете уменьшить свои траты? И какая максимальная сумма в месяц Вам нужна, чтобы ни в чем себе не отказывать?

Если вспомнить то время, когда я была вынуждена работать себе в убыток, то цифры, которые были актуальны на тот момент, сейчас уже не актуальны. Это все-таки было достаточно давно. Самое смешное то, что я заметила: сколько бы у меня не появлялось денег, мне всегда их мало. Причем я их всегда трачу на две вещи: на новые ткани и на обувь для себя. Но мне все-таки в жизни повезло – у меня достаточно защищены тылы, и я знаю, что если мне не на что будет купить сала, масла, колбасы и других продуктов, у меня все равно будут деньги, чтобы купить себе новые ткани, а на обед уже муж чего-нибудь насобирает. Я не Плюшкин, не накопитель – я сразу же нахожу деньгам применение. А еще я люблю покупать оправы для очков. Притом, что я хожу практически всегда в одних и тех же – я к ним настолько привыкла, что в других мне уже неудобно.

Вы много путешествуете? Ездите только по делам или же можете позволить себе туристические поездки?

Я очень люблю путешествовать, но, к сожалению, за последние годы график настолько уплотнился, что приходится почти все поездки совмещать с работой. И, кроме того, у нас есть обязательное условие – два раза в год мы едем отдыхать. Это не путешествие, а именно отдых. Летом мы едем на море, а зимой – в горы.

А если говорить о путешествиях, но судьба складывается так, что они в конце концов совпадают с работой. Мы около полугода назад запланировали поездку в Калифорнию – для отдыха. Но месяц назад оказалось, что я буду принимать участие в неделях моды в Соединенных Штатах. И снова все совпало!

Участие в зарубежных неделях моды оплачивает приглашающая сторона или вы сами?

Конечно же, никто за тебя ничего платить не будет, поэтому что индустрия моды – это исключительно бизнес. Не бывает такого, чтобы тебя пригласили и заплатили. Единственное, что у меня есть – это довольно весомая поддержка со стороны украинского посольства в Соединенных Штатах. Они помогают с помещением – на него обычно идет больше всего затрат – а также в решении технических вопросов перелета. Но обычно такие вещи дизайнер оплачивает сам или же просто находит спонсора, мецената или инвестора.

Насколько хорошо знают наших дизайнеров за рубежом, чтобы им легко было найти себе спонсора?

Конечно, никто там наших дизайнеров не знает. Кроме тех, кто сам ездит и сам себе пробивает дорогу. Хотя знают, что есть такая Украина с ее дизайнерами. Например, если посмотреть на наш бутик здесь, на Крещатике, то достаточно весомый процент покупателей – это иностранцы. Им все здесь нравится. Здесь и итальянцы покупают одежду, и французы, и москвичи. Но в полной мере о нас никто за рубежом не будет знать, пока мы не зайдем туда по всем правилам моды. Сначала нужно принимать участие в неделях моды, потом открывать бутики.

А у кого-то у наших дизайнеров уже открыты бутики за рубежом?

Конечно же, нет. И вообще: открытие монобрендового бутика – это очень большая проблема. Не только финансовая, а, в том числе, пиара. Есть несколько мировых лидеров, которых все знают – тот же Йоши Ямомото – у которых нет монобрендовых бутиков по миру. Такие дизайнеры прекрасно продаются в мультибрендовых бутиках, но своих собственных у них нет. Поэтому монобрендовый бутик – не показатель успеха дизайнера. Показатель успеха – это количество продаж.

Пока еще никто из наших дизайнеров не рискует ехать на серьезные недели моды, но уже некоторые стараются показать себя за рубежом, участвуя в шоу-румах. Впрочем, я думаю, что это вопрос времени – в течение ближайшего года ситуация полностью изменится. Единственное: у меня нет гарантии, что эти дизайнеры потом останутся украинскими. Они потом могут стать английскими, итальянскими, французскими… Восемь лет назад я была в Париже – меня приглашали на недели моды, потому что им понравились мои эскизы. И когда мы выяснили все тонкости, следующим вопросом был: «А когда Вы планируете переезжать в Париж?» Потому что существуют такие правила игры. Но я решила остаться в Украине.

Легко ли вести дизайнерский бизнес в Украине?

Условия довольно сложные, в частности, налоги весьма велики (понятие налога в украине). О конкуренции у нас говорить сложно, потому что в Украине не так много дизайнеров «на единицу площади». Поэтому конкуренция не стоит как препятствие. Но в Украине сами принципы построения бизнеса очень сложные.

Большая проблема связана с иностранными инвестициями. Иностранцы с удовольствием инвестировали бы средства в украинских дизайнеров, но они не уверены в том, что их заказы будут выполнены так, как им это нужно. Кроме того, есть еще украинская таможня. Она взимает большие таможенные сборы – если я вывезу коллекцию и продам за рубежом, то не заработаю ни я, ни зарубежный байер. Заработает только таможня.

А почему у нас пока немного дизайнеров?

Потому что для того, чтобы стать успешным дизайнером, кроме денег, нужен еще талант и огромная работоспособность.





Быстрый поиск


Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

кредиты на карту

первый кредит до 5000 грн. под 0%

Сумма: до 10 000 грн.

Cрок: до 30 дней

Возраст: от 18 до 65 лет

Документы: карта, паспорт и ИНН