Подбор кредитов:
Богдан Бенюк: «Когда я знаю, что деньги у меня, а не у кого-то чужого, мне легче живется на свете». 12.09.2008
«Актеру, чтобы выжить, надо иметь знакомых продюсеров, которые будут заинтересованы в нем. А одной работой в театре прожить почти нереально»
Богдан Бенюк – один из известнейших героев украинской сцены, гениальный и всенародно обожаемый актер театра и кино, телеведущий. Народный артист Украины, Лауреат государственной премии им. Александра Довженко и Национальной премии Украины имени Тараса Шевченка. Сайт Богдана: www.benhost.com.ua
Богдан Михайлович, вы помните вашу первую зарплату?
Да, хотя это была не совсем зарплата, а суточные, за участие в конкурсе художественной самодеятельности. Мне было всего шесть лет, у нас был семейный ансамбль, организованный моим старшим братом Петром, народным артистом Украины, который работает во львовском театре Марии Заньковецкой. Это было трио семьи Бенюков – Петр, Николай и я. Мы перепевали известные песни из популярных кинофильмов, и пользовались большой любовью у зрителей. Мы не просто перепевали шлягеры, мы еще разыгрывали этюды, и это нравилось зрителю – это была не просто песня, это было действие.
Но мою первую зарплату за выступление забрал брат, который лучше нас знал, что делать с деньгами. Нам же он купил игрушечные кораблики по 20 копеек, и мы были очень довольны. Так что, мои первые финансовые отношения были не очень удачными, а уже потом я понял, что деньги надо зарабатывать. Поняв это, я начал находить всяческие способы подзаработать. Например, уже в 6-7 классе ездил во Львов к брату и покупал дефицитную разноцветную изоленту. Я привозил её в село и продавал в школе по завышенной цене – если в городе она стоила 27 копеек, то я продавал её уже за 56. Потом я нашел у брата стопку фотографий эротического характера. Брат работал киномехаником, у него была возможность делать отпечатки с некоторых пикантных кадров. Получив доступ к этим фотографиям, я продавал их по одному рублю. Но сам товар я прятал под камнем возле речки. Одной ночью пошел ливень, залил и испортил весь фотобизнес, а в итоге мне хорошо досталось от брата. Самым запоминающимся и веселым заработком было колядование на Рождество. Мы с друзьями колядовали три дня: сначала у себя в селе в верхней части, потом в нижней части села, а на третий вечер выезжали на этакие небольшие гастроли в соседнее село. И мы неплохо, как для детей, зарабатывали на рождественских колядованиях - я смог купить лыжи, а без этой работы я бы их себе ни за что не купил. Потому что отца у меня не было, он умер, когда мне было полтора года, а мама зарабатывала не много. И деньги я наполовину зарабатывал для себя, а вторую часть отдавал маме.
А что для вас деньги?
Они никогда для меня не были мечтой или целью. Деньги нужны для того, чтобы жить. Так я к ним относился раньше, так я к ним отношусь сейчас.
Я не работаю ради денег. На первом месте должны быть дух и творчество. Конечно, если у тебя нечего кушать, ты не будешь заниматься творчеством, а будешь думать о заработке. Но когда твоей доминантой является творчество, то деньги приходят сами собой. Ведь думая лишь о деньгах, человек сужает свой кругозор, в его глазах проявляются только доллары, кроме них он ничего не видит. Нет у такого человека полета фантазии души. Вот когда ты живешь полётом фантазии души, у тебя глаза горят от любимого дела! А если тебе за это еще и деньги платят, то ты просто-напросто счастливый человек!
Свое самое большое вознаграждение вы получили как артист?
Конечно! Только начиная работать артистом, я получал самый низкий оклад по актерской категории – 7 рублей 50 копеек. Потом - 9,50 за съемочный день. Я помню, как смотрел тогда на старших товарищей и на Константина Петровича Степанкова, у которого была наибольшая ставка на киностудии Довженко - 75 рублей за съемочный день! Это были колоссальные деньги в то время! Но для такой ставки надо было пройти все предыдущие ступени карьеры, которые были везде - на радио, в филармонии, в театре. Твоя категория как актера увеличивалась в зависимости от количества твоей работы и твоего статуса.
Но любой нормальный актер в первую очередь был заинтересован не в деньгах, а в том, чтобы читать и играть яркие роли, вести популярные программы и быть интересным. Чтобы твоя фамилия звучала в эфире. Уже потом, своей популярностью человек зарабатывал определенный уровень отношения, и мог претендовать на лучшую зарплату.
Сейчас ситуация немного изменилась. Актеру, чтобы выжить, надо иметь знакомых продюсеров, которые будут заинтересованы в тебе. А одной работой в театре прожить почти нереально.
Насколько сильно и фатально капитал заказчика влияет на артиста?
Когда творчество стоит на первом месте, то финансы остаются в тени, и просто поддерживают творчество. Но когда творчество становится на второе место, уступая первенство деньгам - это губит артиста. Не только в искусстве - в любой сфере. И в спорте тоже. Посмотрите, мы потерпели фиаско в футболе, потому что финансы влияли на то, что должны делать тренеры и игроки. Капитал давил на внутреннюю жизнь команды и на расстановку сил. Поэтому футбола у нас не было. Сейчас начинают разгребать понемногу то, что натворили.
Конечно, творчество не может существовать без бизнеса. Но позволять бизнесу доминировать нельзя, ни в коем случае. Хотя, чтобы получить полную независимость от влияния бизнеса, надо создать свое имя. У артиста складывают разные отношения с продюсерами и заказчиками. Но чем сильнее и убедительнее звучит твоё имя, тем меньше заказчик может повлиять на тебя. Благодаря твоему имени они доверяют твоему вкусу, твоему искусству и полету твоей фантазии. Диктат капитала исчезает. А если диктат есть – ты просто разворачиваешься и идешь прочь. Это простой и действенный способ.
Как вы относитесь к накоплению?
Я общаюсь с банкирами, и знаю, что правильно и разумно инвестировать разными способами – в банки, в недвижимость, в землю. Иметь не больше 50 тыс.грн. в одном банке, на случай, если банк обанкротится… Но дело не в этом.
Когда-то я снимался вместе с Виктором Павловым у Миши Ильенко в фильме «Миргород и его жители». И Виктор сказал мне мудрую вещь: «мне деньги может быть и не нужны, но когда я знаю что они у меня, а не у Васи, мне легче живется на свете». Я тогда только-только окончил институт, был совсем молодым, и задумался.
Как я уже сказал, деньги нужны для жизни, и все. Мне не надо их прятать, и мне не надо за ними прятаться.
А если бы вы были миллионером, то во что инвестировали? Что бы вы строили?
Финансы не стоят над всем краеугольным камнем. Финансы это способ для того, чтобы сохранить своё имя. Когда я получил Шевченковскую премию, то все деньги отдал на церковь в своём селе. Потому что эту сумму, которую мне дало государство, я заработал виртуально. Я понимал, что мне их ни в коем случае нельзя держать у себя. Надо помогать людям. Мне деньги нужны для жизни, и все. Чтобы не думать, во что будешь одет, кто будет платить за твой кофе.
Как вы относитесь к страхованию?
Советский союз заставил меня не верить в страховые компании. У меня были страховки в Госстрахе, тогда мы все пытались накопить какую-то сумму. Сейчас накопительный полис есть у моего сына, в американской компании. Но в целом я страхованию не доверяю.
Обновлено: 12.09.2008
Автор: Людмила Заславская