Турецкий гамбит: можно ли распознать ненадежного туроператора?

Туроператор Karya Tour со своим партнёром Sunspot Seyhat Ltd Sti оставили без крыши над головой около 4 тысяч туристов в Турции. Украинский туристический бизнес штормит. Банкротства продолжаются, а количество желающих отдохнуть за рубежом заметно сокращается.

Проблемы Karya Tour стали туристической новостью номер один. Событие и вправду из ряда вон выходящее: около 4 тысяч человек, купивших путёвки в Турцию в этой компании, остались без крыши над головой – забронированные ими номера в отелях оказались не оплаченными. От недобросовестности туроператоров пострадали 2654 украинцев, а также 1013 туристов из Словакии, Венгрии, Беларуси и России.

Karya Tour своей вины не признаёт, сваливая всё на турецкого партнёра – компанию Sunspot Seyhat Ltd Sti. Якобы именно она не выполнила взятые на себя обязательства по размещению туристов. «Но эти две фирмы, скорее всего, принадлежат одним и тем же собственникам», – рассказывает на условиях анонимности владелец небольшой туристической компании в Киеве. По его словам, подтверждением этому может служить тот факт, что в Турции Sunspot Seyhat Ltd Sti работала под брендом Karya Tour. На момент подготовки статьи пострадавшими числилось более 5 тысяч граждан Украины, учитывая тех, кто не смог вылететь на отдых.

За последний год это уже вторая история подобного рода: летом 2009-го в такой же ситуации оказались туристы, выехавшие на отдых в Турцию через харьковскую компанию «Слобода-тур».

Кариевы рифы

Основной причиной проблем компании Sunspot Seyhat Ltd Sti её топ-менеджер Озгур Экинчи назвал финансовый кризис. Из-за спада экономики рынок туристических услуг в Украине в денежном выражении уменьшился на 40%, утверждает директор компании Tez Tour Ukraine Йосиф Андрик. Причём особенно пострадало турецкое направление.

«Рентабельность работы туроператоров на этом направлении в среднем составляет 1–1,5%, – объясняет Елена Шаповалова, директор Pan Ukraine Airservice tourism. – А зарабатывают игроки рынка за счёт больших объёмов продаж». В прошлом году о хороших заработках пришлось забыть – в кризисное лето отдых на турецком берегу смогли позволить себе лишь немногим более 300 тыс. украинцев, что на 125 тыс. меньше, чем в 2008-м. Сезон-2010 пока тоже не радует. «Ну не поехало в этом году туристов столько, сколько бы нам хотелось», – вздыхает г-жа Шаповалова.

О больших ожиданиях украинских туроператоров говорит тот факт, что в начале сезона для перевозки пассажиров они заказали в самолётах 750 тыс. посадочных мест. «После начала сезона аппетиты пришлось умерить и отказаться от рейсов», – говорит эксперт. Похожая ситуация сложилась и с Грецией, которая, как надеялись украинские туркомпании, из-за кризиса должна была снизить цены на проживание. Но расчёт не оправдался, поэтому рейсы пришлось отменять и в этом направлении.

Большие потери отрасль понесла и во время извержения исландского вулкана – воздушное пространство над Европой было закрыто, и туроператорам пришлось за свой счёт размещать и кормить украинских туристов, которые не могли добраться домой. Размер суммы ущерба компании не разглашают, но подчёркивают, что речь идёт о миллионах долларов.

Слабое звено

«Проблемы с Karya Tour способствовали увеличению заявок от туристов», – радостно говорит менеджер по маркетингу компании Pegas Touristik Эльмира Багирова. Доволен и её коллега Йосиф Андрик из конкурирующей Tez Tour Ukraine – по его расчётам, в нынешнем году на турецком побережье побывает на 30% украинцев больше, чем в прошлом. А в целом денежный оборот по этому направлению должен превысить $315 млн.

Большие надежды возлагают и на Египет. «Такие серьёзные обороты наверняка привлекут к себе внимание тех стран, куда украинцы ездят пока не массово, – прогнозирует заместитель главы Госслужбы туризма и курортов Украины Дмитрий Заруба. – Это могут быть курорты Карибского и Индийского морей. Если они предложат конкурентные цены, наши граждане с удовольствием на них переключатся». По его словам, это может произойти уже в следующем году.

Тем не менее, вполне вероятно, что украинский турбизнес ожидают новые банкротства. Главные признаки несостоятельности туроператора – систематическое невыполнение им своих обязательств. Главные признаки несостоятельности туроператора – систематическое невыполнение им своих обязательств: поселение в отели более низкой категории, чем было оплачено, а также частый перенос чартерных рейсов. Проверить надёжность компании весьма просто – достаточно почитать форумы и блоги с отзывами туристов.

Путешественникам следует быть начеку, ведь в перечень обязательных документов при покупке тура не входит страховка от банкротства туроператора. А вот граждане Венгрии и Словакии, которых также привозила в Турцию Karya Tour, проблем практически не заметили: их страховые компании оплатили все непредвиденные расходы. Наших туристов выручали турецкие власти и местные туроператоры – они спасали имидж курорта, в создание которого вложили миллионы долларов. А вот в Хорватии украинским клиентам Karya Tour не повезло – им по второму разу пришлось оплачивать отели и перелёт.



Актуальные обзоры банковского рынка на ваш e-mail!


Забавное видео




Поиск организаций