Междугородным автобусом по Украине: куда, зачем, почём? 05.02.2010

Prosto добраться прямым поездом (не говоря о самолете) удастся из Киева не во всякое место Украины и не во всякое время. И мы говорим не о селах, а о популярных пунктах следования, например, Ялта, Ясиня, Затока. Впрочем, и во многие вполне охваченные «рельсовым развитием» города и регионы легче, быстрее, иногда комфортнее, а иногда даже дешевле добраться автолайнером. // 05.02.2010

Зачем это надо

Проезд на расстояния 500 и более километров автобусом – весьма популярный в Америке и на Ближнем Востоке и несколько менее свойственный европейцам – многие украинцы считают абсолютно неудобным способом передвижения. Действительно, «зрительный зал» салона автобуса, даже самого сверхкомфортабельного, не идет ни в какое сравнение с полками-«кроватями» и столиками в вагоне поезда, со всем относительно большим вагонным пространством. Кроме того, вся железнодорожная инфраструктура в отечественном сознании связана с весьма романтическими и поэтическими ассоциациями, к которым подсознательно тянутся многие (несмотря на любые недостатки отечественных железных дорог) – и эту романтику автобус заменить не способен.

Тем не менее, бывают ситуации, когда передвижение автобусом оправданнее, чем поездка на поезде. Речь идет и о случаях, когда на поезд нет билетов, и, главное, о местностях и регионах, куда поездом напрямую не доедешь или ехать намного дольше, чем по автодороге.

Так из Киева полностью отсутствует здравое пассажирское железнодорожное сообщение с огромным регионом 300х100 километров – той половиной Одесской области, которая расположена на запад от Одессы (Затока, Белгород-Днестровский, Вилково, Измаил); ехать туда поездом придется с пересадкой в Одессе. Да и в саму Одессу поезд идет «по двум катетам треугольника» (650 километров) около 10 часов (самый скоростной сидячий экспресс – 8), тогда как автобус доходит «по гипотенузе» (450 километров) за пять с половиной часов. То есть можно, ранним вечером выехав автобусом из Киева, уже до полуночи быть в Одессе; так же и в обратную сторону.

А вот в Крыму, как известно, требуется пересадка и перегрузка багажа в Симферополе, Севастополе или Феодосии на нерельсовый транспорт, чтобы добраться до курортов Южного берега (катящийся «голубой вагон» с табличкой «Москва-Ялта» в мультфильме о Чебурашке был, увы, милой шуткой). Тогда как автобусы высокой комфортабельности, идут от Киева именно до самой Ялты, «захватывая» и все городки побережья от Алушты до Массандры. Заметьте также, что билеты на поезда крымского направления исчезают летом быстро; а качественный кондиционер в вагоне поезда летом не является столь обязательным явлением, как в хорошем автобусе.

На нашем сайте вы сможете найти советы туристам интересную информацию о том как сэкономить на роуминге и на отдыхе.

Аналогично и с Карпатами – добраться до Ясини, Яремчи, Косова, Верховины, Рахова, горнолыжного комплекса «Буковель» и его аналогов поездом можно лишь с пересадкой, а автобусом из Киева – напрямую. Та же ситуация (прямой автобус из Киева есть, рельс нет) и с черноморскими курортами Коблево, Скадовск и соседними с ними. А в случае не менее популярного у туристов Каменца-Подольского единственный ходящий в него поезд в выходные дни часто испытывает недостаток билетов – тогда как многочисленные автобусы черновицкого и карпатского направлений, проходящие Каменец, позволяют доехать оттуда до Киева или в обратную сторону (причем всего за 8 часов).

Еще один пример. Поезда Киев-Черновцы идут 16 часов, то есть прихватывают кроме ночи изрядную часть дня. Тогда как автобус доходит на Буковину за 10 часов сугубой ночи и вечера, что в иных рабочих графиковых ситуциях крайне важно. И это не единственная такая ситуация в Украине.

Наконец, немало крупных райцентров (скажем, в Центральной Украине это Умань, Первомайск-на-Буге, Вознесенск, Каховка) и даже облцентров (Кировоград) связаны с Киевом практически исключительно автобусами – поезда если и есть, то крайне неудобные.

И последнее: автобусы очень часто идут на большие расстояния на час-два меньше заявленного в расписании времени, что может стать небольшим, но приятным подарком (если вас, конечно, не должны были встречать). Даже пробки на въездах-выездах в города и улицах обычно не приводят к опозданиям лайнеров – перевозчики щедро закладывают такие риски в расписание. С поездами же, как все знают, чаще встречается обратный неприятный вариант выпадения «из расписания».

Что нам предлагают

Междугородные регулярные автобусные перевозки по Украине и за ее пределы осуществляет великое множество компаний, из которых наиболее известны «Гюнсел» и «Автолюкс» (предоставляющие также и другие транспортные услуги, например, передачу грузов и документов в другие города встречающим). Названия остальных перевозчиков на большие расстояния вряд ли есть смысл оглашать – поскольку все они интегрированы в единую «рейсовую сетку» автовокзалов и автостанций. То есть, в Киеве на центральном автовокзале (Московская площадь) в общем расписании вы увидите объединенное расписание всех транспортников по интересующему вас направлению; там же есть и кассы «Автолюкса» с «Гюнселом». Кстати, автобусы и микроавтобусы всех дальних направлений вплоть до Ялты можно найти и на столичном железнодорожном вокзале (на Вокзальной площади Центрального терминала), и на станции метро «Выдубичи». Здесь мы не говорим о маршрутах на 200-400 километров (Полтава, Винница, Черкассы и т.д.), куда микроавтобусы и автобусы следуют из других точек Киева – единственным среди крупных городов исключением из этого правила является Умань, которую обслуживают автобусы одесского направления.

К сожалению, по расписанию автовокзала никак невозможно понять уровень комфортабельности автобуса. Так, недавно нам приходилось ехать 700 километров до придунайской части Одещины – при этом автобус Киев-Килия килийского перевозчика оказался старым душным «Вольво», перегруженным стоячими пассажирами, с плохо откидывающимися сиденьями. И это при 12-часовом ночном маршруте весьма омрачило бессонный, в итоге, путь. Но самое обидное, что по пятам за этим автобусом двигался (и на остановках догонял; расписание отличалось на полчаса) до самого Придунавья роскошный полутораэтажный красавец Киев-Измаил с кондиционером и «всеми делами». Причем стоимость проезда в измаильском автолайнере была почти такой же, что и в килийском «мегадрандулете» (цены регулируются государством): 175 – 192 гривны. Эх, знать бы уровень автобуса заранее!..

Но угадать качество рядового частного автобуса при предварительной покупке билетов на автовокзале невозможно никак. Разве что стоит попытаться обратиться с вопросом к любителям таких путешествий на специализированных инет-форумах, например, «Форум На Дорожку», «Форум дальних странствий» или им подобных.

Другое дело – автолайнеры под марками «Гюнсел» и «Автолюкс». У этих компаний все автобусы – полутораэтажники экстракласса, тут прогадать невозможно. А «Автолюкс» имеет рейс в Одессу в автобусе с салоном вообще VIP-уровня с разносимым обедом (ужином) и сиденьями, откидывающимися до горизонтали – цена за такой сервис 160 гривен против 120 в обычном высококомфортабельном лайнере (а, учитывая приятно-полупустые иногда салоны в таких рейсах, переплата того стоит).

Ценовые вопросы

Поскольку наша статья посвящена путешествиям внутри Украины, мы лишь вскользь упомянем, что автобусы в Минск и Кишинеу (и некоторые другие пункты ближнего зарубежья) не только идут туда меньше времени, чем поезда, но и стоят на 100-130 гривен (!) дешевле, чем проезд в плацкартном вагоне международного поезда в тот же пункт.

Что же касается Украины, то здесь ситуация обратная. Автобусное путешествие в любую далекую от Киева точку страны на данный момент гривен на 25-30 дороже, чем проезд в плацкарте (или в плацкарте с пересадкой на местные автобусы и пригородные поезда). Иногда автобусный билет по цене достигает уровня цен купейного билета в ту же точку, иногда значительно не доходит до них – все зависит от конфигуративной длины автострад и рельс в том или ином регионе (а также от фирменности поездов, которая, скажем, в случае Киев-Львов, делает стоимость купейных железнодорожных билетов заметно большей, чем автобусных).

Минимальная разница (10-20 гривен), как удалось установить Prostobank.ua, между автобусными билетами и плацкартными (в том числе вариант «плацкарт и местный автобус») по направлениям из столицы: Хмельницкий, поселки Карпат, Кировоград, Днепропетровск, Славянск, Луганск. А вот в Каховку или Вознесенск вообще дешевле (и быстрее) будет добраться прямым комфортабельным автобусом, нежели поездом с пересадкой.

Максимальная разница (от 50 гривен) между нефирменным плацкартом (или плацкартом плюс местный автобус) и прямым автолайнером по пунктам проезда из столицы: Феодосия, Симферополь, Донецк, Мариуполь – то есть в некоторые пункты, отстоящие от Киева более чем на 700 километров (но еще более далекий Луганск в этот ценовой ряд почему-то не попадает). Впрочем, с Симферополем ситуация следующая: если до столицы Крыма автобус дороже плацкарта на полсотни гривен, то уже до Ялты переплата составит только 30 гривен. А если до Симферополя вы ехали купейным вагоном, то проезд до Ялты обойдется вам в те же 200-210 гривен – и в варианте «поездом и крымским транспортом», и прямым киевским «Гюнселом» или его конкурентами.

Полезно почитать:

Кстати, точные расписания автолайнеров двух ведущих компаний можно увидеть здесь: Гюнсел, Автолюкс. Расписания остальных перевозчиков лучше изучать непосредственно на автовокзале и автостанциях – единственный существующий инфосайт bus.com.ua пока что нельзя признать удовлетворительным адекватным справочником.

Напоследок, в качестве примечания к нижеследующей таблице тарифов на комфортабельные междугородные автобусы (в грн.), процитируем классическое предупреждение: «тарифы базовые, возможны изменения». То есть даже на дату публикации статьи, 5 февраля 2010, не исключен «плюс» от 0 до 15 гривен к указанным нами ценам.

Направление

Гюнсел

Автолюкс

Прочие перевозчики рейсовой сетки киевского АВ-1 и АС «Киев-Выдубичи»

Проезд в поезде (плацкарт) или поезде + автобусе

Ялта

200

 

194

170

Симферополь

180

 

168

130

Феодосия

200

 

-

130

Одесса

120

120, 160 (люкс)

110, 115, 124, 160

80

Белгород-Днестровский

   

133, 150

105

Измаил, Килия, Вилково, Рени

   

160, 175, 192

120

Коблево, Скадовск

   

146

105

Херсон

140

 

125

80

Николаев

120

 

115

75

Кировоград

75

 

78

60

Львов

 

115

115

75-95

Хмельницкий

75

 

68, 87

62

Черновцы

110

 

108, 113

84

Каменец-Подольский

   

91, 139

64

Косов, Верховина

130

 

133, 140

124

ГЛК Буковель, Яремча

   

135

124

Верховина, Ясиня

   

140

136

Ужгород

   

165

105

Донецк

160

 

155, 175

120

Мариуполь

   

210

130

Славянск

 

125

115

105

Луганск

 

145

145

125

Днепропетровск

100

95

107

80

Запорожье

 

110

115

90

Харьков

100

110

98, 102

80

Кировоград

   

80

68

Кривой Рог

   

103

75

Вознесенск, Первомайск

   

80

70, 90

Каховка, Новая Каховка, Берислав

   

118

136

Кишинев

   

120 (ч/з Приднестровье),

143 (ч/з Могилев Подольский – север Молдовы)

250 (прямой поезд),

150 (с пересадкой на автобус в Одессе)

Минск

   

187

282


Хотите получать уведомление на ваш email, когда мы опубликуем новые статьи?

также следить за обновлениями сайта можно в Facebook Instagram Twitter Viber Telegram

Быстрый поиск

Горячие предложения

UniGroup

Кредит під 1,5% на місяць. Під авто, квартиру, будинок, нежитлове приміщення

Кредит: 30 000 - 15 000 000 грн.

Термін: від 1 місяця до 10 років

Без виписки і перереєстрації

Київ, Київська область, Одеса, Харків, Дніпро, Львів, Полтава, Житомир, Івано-Франківськ

Залоговые кредиты в Киеве и области

Кредит під заставу нерухомості, авто, спецтехніки, золота та ін.

від 18% річних. Рішення за 30 хвилин

Будь-яка кредитна історія

Без довідки про доходи та поручителів

Будь-які суми від 15 000 грн. і вище

До 85% від вартості застави

Страховая группа ТАС

Страховка онлайн

Туристична страховка онлайн: три програми на вибір

Обов'язкова автоцивілка від лідера ринку