Крымский гамбит: в поисках компромисса между экстремальными ценами или "диким" отдыхом - 19.07.2010

После провальных результатов 2009 года пик курортного сезона-2010 в Крыму встречают с подогреваемым в официальных сообщениях оптимизмом. Укрзалізниця рапортует, что билеты в южном направлении в такую жару разлетаются быстрее, чем мороженое. По данным Минкурортов АРК, количество туристов на побережьях Тавриды растет быстрее, чем температура воздуха и воды. А весь рекреационный комплекс полуострова, начиная от дорогих санаториев и заканчивая бабушками на ялтинском рынке, уже предвкушает традиционное для высокого (июль—август) сезона поднятие цен на чебуреки, койко-места и экскурсии. Между тем объективно ситуация достаточно неоднозначная. // 19.07.2010

В Крыму ничего не меняется, а вот ностальгирующих по "совковой" экзотике туристов с каждым годом становится все меньше. В этом году большинство отдыхающих ищут на Черноморском побережье сравнительно недорогой, но качественный отдых. Правда, редко его находят…

Веселые старты

Статистические показатели предыдущих лет наглядно демонстрировали, что привитая в Стране советов любовь к курортному Крыму понемногу начинает испаряться с постсоветского пространства. И если цифры 2009 года, когда количество отдыхающих снизилось на 15% по отношению к предыдущему сезону, еще можно списать на пресловутый кризис, то чем можно объяснить спад на 2% по сравнению с показателями еще не кризисного лета-2008? По результатам прошлого года черноморская индустрия гостеприимства и рекреации заработала примерно столько же, сколько в начале тысячелетия — в 2000 году. Это было колоссальным ударом по бюджету автономии. Возможно, именно поэтому в пик нынешнего сезона крымские власти, озвучивая предварительную статистику, просто излучают "сравнительно-показательный" оптимизм.

Так, в Минкурортов АРК уже успели подсчитать, что с начала текущего года общее количество отдохнувших в Крыму составило 901,6 тыс. человек. Это на 14,5% выше уровня соответствующего показателя прошлого года, акцентируют внимание чиновники. При этом коэффициент заполняемости работающих здравниц уже превышает 60%, что для начала сезона как никогда показательно. Правда, организованных отдыхающих — тех, кто проживает в здравницах, гостиницах или отдельных местах жилфонда и платит курортный сбор, — пока на 1,5% меньше, чем в провальном 2009-м, но "дикари", по мнению властей, уже перебили негативную тенденцию.

При этом на высокий сезон, который вместе с летней жарой традиционно начался в июле, крымчане возлагают еще большие надежды. В первую очередь, за счет возвращения "блудного сына" — русского туриста. По разным подсчетам, минувшим летом Таврида недосчиталась от 700 тыс. до миллиона отдыхающих из России. Даже в Ялте — мекке состоятельных российских гостей — они составляли лишь пятую часть общего количества туристов. В нынешнем году полуостров готовится к наплыву "руссо туристо" по нескольким причинам. Во-первых, из-за уменьшения конкуренции: подготовка к Зимней Олимпиаде практически сорвала летний сезон в Сочи, превратив курорт в гигантскую строительную площадку. Во-вторых, из-за снижения курса гривни по отношению к рублю, что несколько удешевит для наших соседей пребывание на Крымском побережье. В-третьих, из-за потепления в политических отношениях между Украиной и РФ, которое, по подсчетам аналитиков турбизнеса, должно "привести" на пляжи АРК на 10% больше россиян. Кстати, на последний фактор крымчане надеются больше всего, а в туристических кругах его уже успели прозвать "эффектом Януковича": по результатам прошедших весной международных туристических выставок Департамент туризма Москвы сообщил, что организованно отдохнуть в Крыму готовы уже 800 тыс. человек.

Впрочем, бизнес не склонен раньше времени надевать розовые очки: "Политическая стабильность и улучшение отношений с Россией, туристы откуда традиционно любят украинские курорты, выровняют ситуацию, — считает глава комиссии по внутреннему и въездному туризму Ассоциации лидеров туристического бизнеса (АЛТУ) Борис Зелинский. — Но радоваться, конечно, преждевременно, поскольку есть такое понятие, как глубина продаж, которая в этом сезоне очень небольшая. Это значит, что большинство туристов определяются всего за две-три недели до предполагаемого отдыха. Поэтому тенденция пока неплохая, но как дальше будут развиваться события в Крыму — неизвестно. Многое будет зависеть от того, насколько конструктивно туроператоры и отельеры будут реагировать на запросы туристов и предлагать адекватные условия".

Отдых «в тени»

Увеличение количества "диких" туристов вызывает у туроператоров гораздо меньше оптимизма, чем у Минкурортов АРК. "Безусловно, из этого можно сделать вывод, что Крым действительно посещаем, — рассуждает директор крымского туроператора "ТурЭтно" Андрей Пылов. — Однако в целом тенденция достаточно негативная. Значительное количество людей предпочитают отдыхать, что называется, по неформальным каналам. Это неорганизованный отдых в местах размещения, которые не являются официально зарегистрированными, и обслуживание в них, а также санитарные нормы и требования не подлежат анализу по качеству. За прошедший 2009 год мы зафиксировали падение туристического потока через наши каналы реализации на 30%. В этом году, несмотря на общий рост продаж, мы видим очевидное подтверждение этой тенденции".

Впрочем, эксперт не скрывает основную причину такого туристического "перетекания": "Эта не очень приятная для нас ситуация сложилась в связи с тем, что многие места размещения не соответствуют определенным стандартам и необходимым критериям, которые позволяют людям оценивать их как достойные того, чтобы оплачивать те суммы, которые за них взимаются", — констатирует он. Действительно, по качеству отдых в Крыму в 2010 году будет мало отличаться от прошлогоднего, за исключением того, что гостиницы и пансионаты полуострова все-таки повысили стоимость проживания и питания, несмотря на все увещевания Минкурортов АРК и ведущих туроператоров, предлагавших оставить цены хотя бы на прежнем уровне.

"Если говорить об отдыхе с трехразовым питанием, то минимальные цены в сутки на одного человека сейчас колеблются в пределах 180—250 грн. в зависимости от географии объекта, удобства расположения, времени размещения и набора определенных услуг, — информирует Борис Зелинский. — Средней ценой считается 250—300 грн., от 400 грн. котируется отдых более высокого уровня, а начиная с 1000 грн. в сутки в высокий сезон — это отдых элитного класса. По сравнению с прошлым годом отдых подорожал в среднем на 10—15%, но это объективная реальность, связанная с увеличением стоимости продуктовой корзины и ростом цен на коммунальные услуги".

Впрочем, Андрей Пылов не согласен с коллегой: "Распространенное мнение о том, что цена в Крыму растет из-за удорожания продуктов и коммунуслуг — неправда. Стоимость продуктов питания на конечную стоимость путевки оказывает крайне незначительное влияние. Цена на отдых — это, как правило, реакция на спрос либо бизнес-проект владельцев отеля, которые переводят номерной фонд в более высокую ценовую категорию. В Крыму так размышляют многие: вместо того чтобы увеличивать количество мест эконом-класса, делают евроремонт и повышают цену на 40—50%. Однако практика последних лет показывает, что это ошибочная тактика".

По мнению эксперта, в Крыму сейчас востребовано более экономичное — простое, недорогое, но качественное размещение, но эта ниша сейчас свободна. "Основная тенденция нынешнего года: люди как никогда раньше стали смотреть на качество предоставляемых услуг, — утверждает он. — Сегодня нельзя сказать, что продаются очень дешевые или очень дорогие объекты размещения. Продается то, что по качеству соответствует запрашиваемым деньгам. Есть отели, которые повысили стоимость проживания на 30%, но это повышение сопровождалось серьезными вложениями в инфраструктуру. И загрузка у них практически 100% при более высокой цене. Однако некоторые повышают стоимость просто так — и получают провал в продажах. Все понимают, чего можно требовать, покупая услугу за $30 или за $60. Поэтому огульное поднятие цен "по команде" на 10—15% отталкивает туриста".

В итоге средний класс в начале этого лета вполне обоснованно променял пансионаты и санатории на полулегальный частный сектор: даже если вместо вида на море окажется вид на соседский забор — будет не обидно за проплаченные наперед сотни гривен. К тому же в частном секторе, по законам рынка, работает гибкая и компромиссная система скидок: если нет туристов — цены падают до любого минимума. Нынешним летом, по предварительным прогнозам, цены на аренду частного жилья в высокий сезон останутся на прошлогоднем уровне: обычная квартира с набором стандартных удобств обойдется "дикарям" в 200—350 грн. в сутки; квартира "под евро" потянет на 300 и выше (с Ялтой трудно что-то предсказать!); а домик у моря веселой компании можно будет снять, начиная от 500 грн. за 24 часа кутежа. Отдых "на грани выживания" — койко-места в наспех переоборудованных сарайчиках с "уличным" набором удобств крымчане в этом сезоне оценивают в 50 грн. и выше в зависимости от близости к морю.

То есть экономической целесообразности представителям класса выше среднего использовать Крым для пляжного отдыха нет. Особенно в свете бесчисленных скидок, предоставляемых отдыхающим отельерами Греции, Испании и других измученных кризисом европейских держав. Даже бизнес констатирует ухудшение качественного состава туристов: по наблюдениям многих туроператоров, от планов провести отпуск в АРК отказываются в первую очередь туристы с доходом выше среднего и VIP-персоны, которые как раз и являются наиболее желанными гостями. Остальные настойчиво ищут компромисс между "пляжными" бараками и дорогущими "элитными апартаментами".

Вид на малахитовую лужу

В продолжение темы хочется отметить характерную, исконно крымскую черту: понимание того же премиум-класса у каждого владельца жилья разное. Некоторые претендуют на VIP-клиентов, установив дешевый кондиционер, сделав косметический ремонт и запрашивая за такое псевдоэлитное жилье на порядок больше, чем стоят гостиничные "люксы". Никуда не делись две основные проблемы Тавриды — неадекватность соотношения цены и качества, дополняющаяся откровенной жадностью радушных жителей Черноморского побережья, которые в каждом приезжем видят мифическую "золотую антилопу". Примечательно, что отзвуки этого любопытного отношения к "бескорыстным спонсорам", реально поддерживающим крымскую экономику, можно услышать даже в "верхах". Например, любопытен такой факт: предусмотрев всего 3,1 млн. бюджетных гривен на подготовку и проведение курортного сезона в автономии, крымские власти запланировали заполучить в этом году более 7 млн. туристов, что должно принести в местный бюджет свыше 2 млрд. грн.

Кстати, есть за счет чего: в прошлом году даже крымские СМИ искренне возмущались, что пересчитать музеи, которые не подняли цены на входные билеты, можно по пальцам одной руки. Не привлекает курортников и необходимость платить за вход в ранее совершенно бесплатные парки и заповедники: Аю-Даг, Ливадийский парк, гора Кошка. Такая политика вполне обоснованно удорожила популярные среди отдыхающих познавательные поездки — большинство экскурсий по достопримечательностям полуострова подорожали на 10—20 грн. уже в июне, и на столько же могут вырасти в цене в июле.

Отдельный разговор — пляжи. То есть то, за чем большинство, собственно, и направляется на морское побережье — будь то Крым, Азов или Средиземноморье. Хотя накануне открытия сезона крымские власти заявили о том, что вход на все пляжи общего пользования должен быть бесплатным, проблема стоит так же остро, как и прежде. Ведь на полуострове две трети оборудованных пляжей принадлежат гостиницам, санаториям, пансионатам, и попасть туда можно только за отдельную, иногда не очень умеренную плату. "На самом деле большинство пляжей — коммунальные, принадлежащие местной громаде, — поясняет Андрей Пылов. — Однако из-за отсутствия средств на поддержание их в нормальном состоянии эти пляжи активно передавались под контроль самых "топовых" объектов размещения. Сейчас есть здравая идея — пляж должен использоваться всеми отдыхающими в Крыму бесплатно, потому что он коммунальный. Но сразу возникает вопрос — кто будет убирать на этом пляже, благоустраивать его и проводить санитарное обследование? То есть все упирается в возможности местных бюджетов".

Стоит ли удивляться тому, что в такой благоприятной обстановке по Тавриде, аки дети лейтенанта Шмидта, разбрелись потомки Остапа Бендера, которые, как и их духовный отец, бойко торговавший билетами на вход в пятигорский Провал, взимают с доверчивых туристов деньги за доступ к каждому водопаду. Только в июне Минкурортов Крыма зафиксировало подобных предпринимателей в Николаевке (Симферопольский район), Песчаном и Береговом (Бахчисарайский район). А в Алуште некие дельцы натягивали веревку прямо посередине улицы и собирали с туристов деньги за проход к морю.

Неформальные заметки

…Поездка автора в Крым в конце июня в очередной раз подтвердила очевидное: здесь еще долго ничего не изменится. Президент Украины не раз заявлял, что хочет видеть Крым "жемчужиной Украины". Это и есть жемчужина, причем удивительной красоты, но находится она (простите за брутальную образность) в натуральном навозе. Крымчане воспринимают Черное море исключительно как неиссякаемый источник летних заработков и все еще по советской привычке планируют "выехать" за счет благоприятного климата, природных условий региона и доставшихся им по счастливой случайности в наследство от царской России историко-архитектурных ценностей. Однако в таком случае пройдет еще десяток лет, и на курорт будет ездить только "рабочий класс" — настоящими "дикарями" с палатками и недельным запасом тушенки в багажнике, а более-менее состоятельных туристов, готовых платить за качественный сервис, не останется вовсе. К сожалению, идеальная структура, где за сравнительно небольшие деньги можно получить цивилизованный отдых, в контексте Таврического полуострова пока звучит достаточно утопично.





Быстрый поиск


Горячие предложения

Кредиты на карту

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка - от 0.01%

Срок - до 180 дней

Сумма - до 20 000 грн.

Документы - паспорт и код

кредиты на карту

первый кредит до 5000 грн. под 0%

Сумма: до 10 000 грн.

Cрок: до 30 дней

Возраст: от 18 до 65 лет

Документы: карта, паспорт и ИНН