Что такое предпринимательство?
Статья 42 Хозяйственного Кодекса Украины определяет предпринимательство как самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск хозяйственную деятельность, осуществляемую субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Соответственно деятельность, не имеющая этих формальных признаков, не является предпринимательской и не требует регистрации. Например, если человек продает что-то разово – это не предпринимательство, а если он делает это систематически, с целью получения прибыли – уже предпринимательство.
Очень актуален вопрос о необходимости регистрации в качестве субъекта предпринимательства внештатному сотруднику или фрилансеру. Так вот, такая «схема работы» выгодна, прежде всего, работодателю, поскольку в таком случае вся ответственность за начисление, уплату налогов и сборов и подачу отчетности ложится на фрилансера - ФЛП. Если же фрилансер оказывает услуги или выполняет работы на основании гражданско-правового договора как физическое лицо, то заказчик, который является налоговым агентом, обязан удержать и перечислить налоги в бюджет самостоятельно. В тех случаях, когда заказчик налоговым агентом не является (например, иностранная компания) фрилансер самостоятельно должен подать годовую налоговую декларацию и уплатить подоходный налог как физическое лицо. Но это все равно проще, чем вести постоянный учет как предприниматель.
В чем выгода регистрации предпринимательской деятельности?
А вот чем предпринимательство может быть действительно выгодно, так это возможностью выбрать упрощенную систему налогообложения и отчетности, ведь единый налог может быть намного ниже того, который должны платить физические лица со своих доходов.
На сегодняшний день в Украине существует 4 группы плательщиков единого налога. Актуальные ставки единого налога смотрите здесь.
Предпринимательство также следует отличать от независимой профессиональной деятельности. Определение независимой профессиональной деятельности содержится в ст.14 Налогового Кодекса Украины: независимая профессиональная деятельность - участие физического лица в научной, литературной, артистической, художественной, образовательной или преподавательской деятельности, деятельность врачей, частных нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов), аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, инженеров или архитекторов , лица, занятого религиозной (миссионерской) деятельностью, другой подобной деятельностью при условии, что такое лицо не является работником или физическим лицом - предпринимателем и использует наемный труд не более четырех физических лиц.
Таким лицам достаточно стать на учет в налоговых органах по месту своего проживания и раз в год подавать налоговую декларацию. В некоторых случаях необходимо наличие специального свидетельства (о праве на занятие адвокатской деятельностью, нотариальной деятельностью и т.д.). Налог с доходов они оплачивают на общих основаниях, но могут относить документально подтвержденные затраты себе на расходы. Без регистрации в качестве самозанятого лица налог нужно платить со всей прибыли (без учета расходов).
Какими основными качествами должен обладать успешный частный предприниматель?
Какие профессиональные качества нужны индивидуальному предпринимателю? Prosto этот заглавный вопрос – один из самых популярных поисковых запросов по бизнес-тематике. Так ли важно иметь аналитический склад ума и стратегическое видение развития организации – или достаточно найти подходящую нишу и не побояться сделать первый шаг?
Умение сконцентрироваться на главном. Многие люди думают, что главным принципом удачливого частного бизнесмена является «работа не покладая рук». На первом этапе развития бизнес-стартапа – это так; но на этом же этапе нужно уже и выделить ту сложную и оригинальную нишу, на которой затем вы сконцентрируете внимание, а простую рутину делегируете нанятым исполнителям.
Запомните: круглосуточная работа и выполнение почти всех функций компании ее основателем всегда приводят компанию только к краху.
Ответственность за все решения подчиненных. Именно этого качества не хватает большинству людей, привыкших к схеме неначальственной наемной работы – при которой на начальнике лежит основная ответственность за результат. В частном бизнесе так не пойдет – вы будете отвечать не только за каждый свой шаг, но и за решения, принимаемые нанятыми подчиненными. Придется взять на себя всю тяжесть ответственности и за коллектив (финансовую и моральную составляющую), и за развитие проекта в целом. Настоящий предприниматель должен за всех отвечать – и не бояться этого.
Наблюдательность за тенденциями спроса, за потребностями людей. Вы должны цепко «хватать» перспективы развития бизнеса в новых появляющихся нишах, связанных с изобретениями потенциально высокоспросовых товаров и услуг. Кроме того, вы должны всегда анализировать поведение своих клиентов, отзывы, которые они оставляют на сайтах в соцсетях. Это поможет быстрее других создавать новые актуальные продукты или услуги и продвигать их на рынок с минимальными затратами.
Продать то, что ждут клиенты, все-таки намного проще, чем уговорить общество принять какой-то новый, неожидавшийся массами продукт. Хотя сверхприбыли чаще приносит второй вариант. Помните о втором, но не забывайте и о первом.
Дальновидность, «шахматный» просчет разных вариантов развития. Каждый предприниматель должен прогнозировать будущее проекта. Для этого вы должны держать руку на пульсе законодательных новаций и технического прогресса (последнее означает, что вы, как минимум, должны просчитать момент, когда уже имеющиеся на рынке новые изобретения, подешевев или обретя массовость иным образом, сделают ненужными ваш товар или услугу – например, как бесчисленные магазинчики фотопечати недавно стали малонужными и исчезли с улиц наших городов).
Помимо того, необходимо учитывать сразу несколько сценариев развития проекта: оптимистический и пессимистический. А может быть, и 3-5 сценариев разной степени оптимистичности.
Задача предпринимателя – заранее взвесить самый пессимистический из реальных сценариев развития и выяснить: достаточно ли у организации финансовой прочности, как минимизировать потери при этом сценарии. Для того чтобы проанализировать перспективы развития бизнеса, воспользуйтесь SWOT-анализом.
Креативность. Не вкладывайте деньги в стартап, если не можете ответить на вопросы:
- чем ваш продукт/услуга лучше того, что уже есть на рынке?
- почему клиенты должны выбрать вас?
С другой стороны – не обязательно изобретать инновационный продукт. Иногда достаточно взять уже существующую услугу или товар, и произвести серьезные доработки.
В половине случаев бизнеc-успеха от изобретений основной куш прибыли срывала не компания, выводившая на рынок инновацию. И даже не компании, через некоторое время сильно удешевившие эту инновацию. А выигрывали больше всех – компании, доводившие чужую недавнюю инновацию разными способами «до ума», до максимальной всеохватывающей комфортности новинки для потребителя.
Решительность плюс осторожность. Противоположные по сути качества отлично уживаются в хорошем бизнесмене. Нельзя креативить, бездействуя при этом. Немедленно переходите от мысли к действию. Бизнесмен должен уметь принимать решения в сжатые сроки. Это особенно важно на тех рынках, где все меняется с молниеносной скоростью – например, в нише интернет-бизнеса.
В то же время, мыслить нужно критически. Всего один необдуманный договор может привести к краху того, что строилось годами. Поэтому, будьте осторожны, но при этом не затягивайте с обдумыванием.
Умение легко проходить неудачные периоды, «быстро подниматься». Это черта, без которой в сегодняшних реалиях не выжить. Без нее все остальные факторы теряют свою актуальность. Все великие предприниматели спотыкались, падали, поднимались и двигались дальше.
А напоследок в качестве мотиватора напомним старую английскую поговорку: можно зарабатывать и на малолюбимой деятельности – но совершенно глупо не зарабатывать на том, что тебе нравится, если ты видишь, как на этом зарабатывать.
2023-12-10 11:58