Подбор кредитов:
Пять тенденций: обзор рынка автокредитования за 2014 год 16.01.2015
Прошедший год оказался годом падений. Спрос на автомобили упал в 2,2 раза; количество банков, выдающих автокредиты - на 75-80%; стоимость автокредитов - на 2,4 процентного пункта. Впрочем, на рынке встречались и позитивные тенденции. Детали изучал Prostobank.ua
Тенденция первая: покупки отложили
В минувшем году авторынок пережил сильный спад. Количество проданных за год легковых автомобилей оказалось самым низким за последние 12 лет. Сравнение с 2013 годом не менее печально. Тогда рынок просел на 10%, всего было продано 213,3 тысячи авто, и эксперты окрестили 2013 год депрессивным. За 2014 год продажи сократились еще на 55%, и было реализовано лишь 97 тысяч легковых авто (по данным «Укравтопрома»). Статистика продаж по отдельным брендам автомобилей выглядит неравномерно: некоторые производители потеряли 7%, по сравнению с 2013 годом, а другие – все 70%. Лидерами по количеству проданных авто стали Toyota, Geely, Zaz, Hyundai и Volkswagen.
Показатели рынка подержанных легковых авто немного лучше: за год было реализовано 3,6 тысяч, что на 47% меньше, чем в 2013 году. К слову, кризис не обошел и производство автомобилей: по предварительным данным «Укравтопрома», падение за год составило 43% - с конвейера сошли лишь 28,8 тысяч авто.
Причины, которые заставили украинцев отложить покупки автомобилей – обесценивание гривны, снижение доходов и нестабильная ситуация в стране.
К сожалению, прогнозы экспертов также неутешительны: ожидают, что 2015 год окажется худшим даже чем год предыдущий, и основные доходы игроки рынка смогут получать, в основном, от сервисных услуг.
Тенденция вторая: перераспределение игроков
Рынок автокредитования обвалился еще больше, чем рынок продаж. За первое полугодие 2014 года было оформлено в кредит в 2,2 раза меньше автомобилей, чем за тот же период 2013 года. За июль-октябрь количество сделок сократилось более чем в шесть раз, по сравнению с тем же периодом позапрошлого года.
Что касается банков, предлагающих автокредиты, то и их количество претерпело изменения – в целом, уменьшилось на 75-80%. Так, по данным компании «Простобанк Консалтинг», кредиты сроком на год теперь предлагают лишь 17 банков из 50-ти крупнейших по размеру активов – в то время как год назад таких было 30 учреждений. За займами сроком на три-пять лет можно обратиться лишь в 16 учреждений из 50-ти лидеров рынка, а на семь лет – всего в десять.
Количество предложений снизилось за год намного меньше, чем количество кредитующих банков – на 25-46%. Больше всего «потеряли» автокредиты сроком на год – их ассортимент уменьшился с 355 предложений до 243-х. Предложение по кредитам сроком на три-пять лет сократилось на 30% - до 260-ти штук. Наименьшие изменения произошли с количеством предложений по кредитам сроком на семь лет – оно уменьшилось всего на 25% - до 225 штук (по данным компании «Простобанк Консалтинг»).
Меньший процент сокращения автокредитных предложений, по сравнению с банками, которые предлагают займы, в основном, связан с тем, что не все учреждения на рынке имеют в ассортименте программы в сотрудничестве с автодилерами. А именно такие банки, как правило, предлагают самые разнообразные и многочисленные варианты условий.
Сотрудники банков, которые продолжают работу на рынке автокредитов, подчеркивают, что 90-100% всех продаж осуществляется именно через автосалоны. При этом в каждом третьем кредите, который выдают финучреждения, принимают участие и импортеры автомобилей. Именно благодаря компенсациям от компаний займы на некоторые марки авто становятся дешевле остальных.
Тенденция третья: кредитуют, и даже активно
Уменьшение объемов кредитования не было пропорциональным по каждому учреждению на рынке. В то время как некоторые банки полностью свернули выдачу займов, другие – активно кредитуют, и им не мешают ни низкий спрос, ни возросшие риски. Так, в октябре-2014 некоторые учреждения выдали даже больше кредитов, чем в сентябре, а один банк – даже больше, чем в январе-феврале 2014 г. В целом, по состоянию на октябрь, больше остальных учреждений выдавали автокредиты Credit Agricole, Кредобанк, UniCredit Bank, Правэкс-банк.
По словам экспертов-представителей банков, которые все еще выдают автокредиты, свернуть кредитование в течение прошлого года были вынуждены лишь те финучреждения, у которых острая нехватка ликвидности, или которые имели какие-либо проблемы в бизнес-модели. Например, устанавливали слишком низкие ставки, чтобы занять большую долю рынка, и в итоге потерпели слишком большие убытки. Или неправильно оценивали надежность заемщиков, практиковали слишком мягкий подход в их оценке – что сильно увеличило проблемную задолженность.
Тенденция четвертая: подорожали, но не слишком
Несмотря на глубокий банковский и общий кризис, средняя стоимость кредитов на покупку новых иномарок сравнительно невысока и не сильно выросла в течение года – всего на 0,2-2,4 процентных пункта, или 10% от первоначального значения. Так, по данным компании «Простобанк Консалтинг», меньше всего за год изменилась средняя стоимость автокредитов на новые авто иностранной сборки сроком на один год – на 0,2 п.п. – до 13,6% реальных годовых. Ставки на остальные сроки выросли приблизительно одинаково – на 2,3-2,4 п.п – до 18-18,8% реальных годовых.
Относительно небольшое подорожание автокредитов легко объяснить специальными программами банков в сотрудничестве с импортерами, которые пытаются подстегнуть спрос в условиях его сокращения, и активизировать продажи определенных марок авто.
Как и год назад, на рынке предостаточно предложений под экстремально низкие ставки. Правда, если в конце 2013 года на рынке было как минимум восемь банков, предлагающих автокредиты с реальными ставками до 3% реальных годовых, то в конце 2014 года таких осталось всего два. Впрочем, ставок до 8% реальных годовых, как и прежде, очень много.
Тенденция пятая: время кредитов на подержанные авто
Как ни странно, самым стабильными по итогам года оказались кредиты на подержанные авто. Средние реальные ставки по таким займам на иномарки за весь 2014 год практически не изменились – разница на начало и на конец года составила лишь 0,1-0,8 процентного пункта (по данным компании «Простобанк Консалтинг»).
Правда, средняя стоимость таких автокредитов значительно выше, чем у займов на новые иномарки, которые удешевляют импортеры. По сроку на год – вообще в два раза. Так, если средняя реальная ставка по кредитам на новые иномарки на такой срок составляет 13,6% годовых, то для подержанных авто – уже 26,5% годовых.
Новые авто на сроки три-пять лет обойдутся заемщику в 18-18,8% реальных годовых, а подержанные – в 25% реальных годовых.
Количество банков из числа 50-ти крупнейших по размеру активов, которые выдают займы на подержанные авто, также почти не изменилось за год. По данным компании «Простобанк Консалтинг», количество финучреждений, предлагающих такие кредиты сроком на пять лет, снизилось всего на одно, а на меньшие сроки – на два. Всего на рынке предлагают такие услуги 10 банков из топ-50.
Объяснить такую сравнительную стабильность кредитов на подержанные авто просто, если вспомнить, что в период кризиса возрастает число проблемных кредитов, а следовательно – конфискаций. И банку намного легче найти новых заемщиков – покупателей старых залогов, если у них есть возможность прокредитовать покупку.
Кроме этого, на такие кредиты есть спрос и без конфиската. Дело в том, что стоимость таких авто намного ниже, чем новых, соответственно, платить по такому кредиту в месяц, даже с учетом высокой ставки, придется меньше.
Обновлено: 16.01.2015
Автор: Олеся Шелевер