Кто имеет право на улучшение жилищных условий и на участие в программе молодежного кредитования

Государственный фонд содействия молодежному строительству возобновил программы обеспечения молодых семей жильем через кредитование. В программе господдержки могут принимать участие лишь те семьи, которые согласно законодательству нуждаются в улучшении жилищных условий. Prostobank.ua исследовал, кто может получить такой статус и что для этого нужно. Узнайте, как стать в очередь на молодежный кредит и как молодой семье получить льготный государственный кредит, воспользовавшись программой кредитования "Доступное жилье".

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Учет на улучшение жилищных условий: Кто может стать
  2. Постановка на улучшение жилищных условий: Где становиться на учет
  3. Государственная программа «Доступное жилье»
  4. Преимущества программы «Доступное жилье»
  5. Недостатки программы
  6. Льготное молодежное кредитование

Прежде всего, нуждаться в улучшении жилищных условий граждан в Украине – значит стоять в очереди на получение государственного жилья. Срок пребывания в очереди, а также порядковый номер для участия в программе не имеют значения, поэтому достаточно хотя бы в нее «попасть». И, тем не менее, на практике это оказывается не так уж и просто. Правила и порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулируется Жилищным Кодексом Украины и Правилами учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР, а также местным законодательством. Как видим, нормативная база еще советского образца, от чего возникает много вопросов при ее практическом применении.

Учет на улучшение жилищных условий: Кто может стать

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются следующие категории граждан (основания для улучшения жилищных условий):

  1. Граждане, обеспеченные жилой площадью ниже уровня, который ранее определялся исполнительными комитетами областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов вместе с советами профсоюзов. В большинстве случаев старые советские нормы действуют и по сей день. Так, например, в Киеве действует Порядок применения правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 1985 года (Постанова виконавчого комітету Київської міської ради народних депутатів та Президії Київскої міської ради профспілок від 15.07.1985р. №582). Согласно Порядку нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются семьи, имеющие жилплощадь на уровне до 7,5 кв. м на каждого члена семьи.
  2. Проживающие в помещении, которое не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям.
  3. Больные тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Перечень отмеченных заболеваний был утвержден Министерством здравоохранения УССР еще в 1985 году. Порядок выдачи медицинских выводов отмеченным больным устанавливается Министерством здравоохранения УССР. Медицинское заключение о заболевании, при котором гражданин, страдающий им, не может проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи, выдается врачебно-консультативной комиссией (ВКК).
  4. Проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов.
  5. Проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), которые принадлежат гражданам на праве частной собственности.
  6. Лица, проживающие в общежитиях.
  7. В случае проживания в одной комнате двух и более семей, независимо от семейных отношений.
  8. В случае проживания в одной комнате лиц разного пола, старше 9 лет, кроме супругов (в том числе, если занимаемое ими обитаемое помещение состоит более чем из одной комнаты).
  9. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане, которые проживают в коммунальных или неблагоустроенных относительно условий данного населенного пункта квартирах: 
    1. лица, которые принадлежат к инвалидам войны;
    2. лица, на которых распространяется действие Закону Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты";
    3. Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней;
    4. участники боевых действий и участники войны;
    5. работники, которые длительное время добросовестно проработали на одном предприятии, в учреждении, организации (не менее 15 лет).

Дополнительные категории наших соотечественников, которые могут рассчитывать на квартирный учет, могут устанавливаться местным законодательством (в частности, для Киева Постановлением №582).

Наличие жилого помещения в частной собственности, не препятствует постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, если имеет место хотя бы одно из приведенных выше обстоятельств.

Постановка на улучшение жилищных условий: Где становиться на учет

По общему правилу, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется по месту их постоянного проживания, т.е. по месту регистрации. Условие о регистрации не является обязательным, если речь идет лицах, временно отсутствующих по месту жительства, но за которыми сохраняется право на жилье (например, на время обучения за рубежом, службы в армии и т.п). Осуществляют такой учет исполнительные комитеты местных советов.

Тем не менее, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, квартирный учет может осуществляться не по месту жительства заявителя.

Так, учет граждан, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые имеют жилищный фонд и ведут жилищное строительство или принимают паевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы. Решение о взятии на учет в таком случае принимает администрация предприятия совместно с профсоюзным комитетом.

При этом граждане, которые оставили работу на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые осуществляют квартирный учет, в связи с выходом на пенсию, берутся на учет наравне с рабочими и служащими данного предприятия, учреждения, организации.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, достигшие 16 лет, могут становиться на учет как по месту своего проживания, так и по месту рождения.

Кроме того, местным законодательством может устанавливаться продолжительность периода проживания в данной местности для взятия на квартирный учет. Так, в Киеве такой срок составляет 5 лет. Правда, он не распространяется на случаи регистрации второго из супругов, несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей.

Государственная программа «Доступное жилье»

Государственная программа «Доступное жилье» рассчитана на людей, внесенных в реестр тех граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Основная суть проекта в том, что государство, в лице Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ будет компенсировать банкам до 13% годовых от процентной ставки, по которой они будут выдавать кредиты населению.

Основными условиями программы, как прописано в постановлении Кабмина №343 от 25.04.2012 года, являются:

  • валюта кредита – гривна;
  • срок кредитования – до 15 лет;
  • процентная ставка по кредиту – до 16% годовых;
  • максимальный первоначальный взнос – до 25% от стоимости жилья;
  • максимальная сумма кредита – вычисляется умножением нормативной площади жилья на нормативную стоимость одного квадратного метра площади (зависит от региона, для Киева,  например, прописана нормативная стоимость 7 тыс. грн за 1  кв. м);
  • максимальная общая площадь квартиры на молодую семью из двух человек 40 кв. м, или 58 кв. м на семью из трех и более человек;
  • кредит выдается на покупку жилья на первичном рынке недвижимости (из списка объектов, утвержденных органами государственной власти);
  • ежемесячный платеж по кредиту не может превышать 40% от совокупного дохода семьи.

Преимущества программы «Доступное жилье»

Теперь попробуем разобраться во всех плюсах и минусах социальной программы президента «Доступное жилье».

Начнем с хорошего:

  • компенсация в размере 13% годовых делает возможным получение кредита под 3% годовых. На сегодня ни один из банков, которые работают в сегменте ипотечного кредитования, не способен предложить такие условия;
  • достаточно долгий максимальный срок кредита, что позволяет при аннуитетном графике погашения установить ежемесячный платеж на уровне 4,5-5 тыс. грн (при максимальной площади квартиры в 58 кв. м в Киеве и первоначальном взносе в размере 25%);
  • достаточно низкий уровень аванса при кредитовании по этой программе, при этом стоит отметить, что банки в своих ипотечных программах обычно устанавливают минимальную планку первоначального взноса, в этой же программе все наоборот;
  • кредит выдается на недвижимость на первичном рынке на покупку квартир только в определенных объектах, что также можно отнести к плюсам, так как государство выбирает объекты и, по сути, является гарантом того, что эти объекты будут достроены и сданы в эксплуатацию.

Недостатки программы

Теперь перейдем к минусам данной программы:

  • клиент, который будет оформлять кредит по данной президентской программе, должен быть готов платить полную стоимость процентов, не полагаясь на компенсацию государства, так как компенсация будет осуществляться пост-фактум. Если финансовое состояние потенциального заемщика будет не достаточное для уплаты тела кредита и 16% годовых, кредит ему скорее всего не предоставят;
  • в постановлении Кабмина  максимальная процентная ставка по кредиту указана в размере 16% годовых, но нигде не указано, какая именно это ставка, номинальная или эффективная, что дает возможность банкам устанавливать как высокие одноразовые комиссионные платежи, так и ежемесячные, что существенно удорожит стоимость кредита для потенциальных клиентов;
  • ограниченное количество объектов, в которых можно приобрести недвижимость;
  • достаточно низкая нормативная цена 1 кв. м жилья по сравнению с рыночной стоимостью;
  • учитывая, что кредитование ограничивается первичным рынком недвижимости, по сути, нет реальных гарантий, того, что объект будет сдан в эксплуатацию в срок;
  • ограниченная нормативная площадь жилья (ну где вы видели в новостройке двухкомнатную квартиру площадью в 58 кв. м?);
  • зависимость программы от закона про государственный бюджет на текущий год (на 2012 год деньги на компенсацию процентов государство выделило, но нет никаких гарантий, что в законе про бюджет на следующий год эти деньги будут выделены, а кредит выплачивать придется в любом случае);
  • достаточно ограниченное количество банков, которые будут получать компенсацию процентов при кредитовании по этой программе (только банки из первой и второй группы по классификации НБУ), что может привести к снижению конкуренции и ухудшению условий кредитования в тех параметрах, которые не регулируются законом.

Вывод: если вы состоите в реестре граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, ваше финансовое состояние позволяет вам оформить кредит по данной программе и вы готовы к тому, что погашать кредит вам придется самостоятельно, вы не боитесь бремени ипотечного кредита, то эта программа на сегодня является оптимальным решением. Другими словами, программа может стать приятным бонусом для тех, кто и без того принял решение о приобретении «первички» в кредит и может себе это позволить.

Осталось подождать появления реальных предложений кредитования по этой программе от украинских банков наравне с предложениями по программе ГИУ.

Более детально со списком документов, которые необходимы для оформления кредита по программе «Доступное жилье», и самим постановлением Кабмина вы сможете ознакомиться по этой ссылке.

Льготное молодежное кредитование

Кроме программы "Доступное жилье" по состоянию на сегодня в Украине действует Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2013-2020 г.г., утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 24 октября 2012 N 967, а также более 130 местных программ, согласно которым молодые граждане Украины имеют возможность приобрести жилье в кредит на льготных условиях.

Целью Программы является создание условий для обеспечения молодых семей и одиноких молодых граждан жильем.

Право на получение кредита имеют:

  • семья, в которой муж и жена в возрасте до 35 лет включительно
  • неполная семья, в которой мать (отец) в возрасте до 35 лет включительно имеют несовершеннолетних детей (ребенка)
  • одинокие молодые граждане в возрасте до 35 лет включительно.

Срок возврата кредита - до 30 лет.

Размер кредита на строительство (реконструкцию) жилья определяется исходя из нормы 21 кв. метр общей площади жилья на одного члена семьи и дополнительно 20 кв. метров на семью и стоимости строительства (реконструкции) 1 кв. метра жилья, расходов на страхование в период строительства (реконструкции) жилья.

Процентная ставка:

  • для заемщиков, не имеющих детей - 3% годовых
  • заемщик, который имеет 1 ребенка - освобождается от уплаты процентов за пользование кредитом;
  • заемщику, который имеет 2 детей, за счет бюджетных средств погашается 25 процентов суммы обязательств по кредиту
  • заемщику, который имеет 3 и более детей, погашается 50 процентов суммы обязательств по кредиту

Проценты за пользование кредитом не начисляются:

  • военнослужащим - с начала и до окончания особого периода;
  • резервистам и военнообязанным - с момента призыва во время мобилизации и до окончания особого периода, на время прохождения военной службы.


Актуальные обзоры банковского рынка на ваш e-mail!




Полезные статьи по данной тематике