Нужны ли ребенку карманные деньги и кредитка

Психологи давно опровергли популярную некогда поговорку, что деньги портят человека. Народный "фолк" даже внес свои коррективы, возражая на этот тезис по-своему: "Не деньги портят человека, а их отсутствие". Как бы то ни было, а проблема "человек и эквивалент материальных благ" приобретает особенную актуальность, когда дело касается детей и подростков. Давать или не давать им карманные деньги, чтобы не испортить характер маленького человека, и если давать, то в каком виде и количестве?

Стоя в очереди к кассиру в супермаркете, я обратила внимание на двух девочек лет двенадцати от роду. Они стояли передо мной, и одна из них, прижав к груди пакет с соком, вертела в руках банковскую платежную карточку. Другая, аккуратно державшая стаканчики мороженого, уговаривала ее взять еще и шоколадки.

«Нет, мы и так много потратили, а я хочу к школе новый рюкзак», – сопротивлялась подружка.

Согласитесь, не часто услышишь такое от подростка, которому (помню по своему детству) хочется «ну все».

Когда подошла их очередь, девочка подала кассиру карточку. Та внимательно просмотрела кредитку и провела платеж.

Быстренько рассчитавшись, я догнала девчонок и познакомилась с ними. Владелицу карточки звали Дашей. Чтобы ребенок не пугался, я показала редакционное удостоверение и попросила рассказать, что у нее за «пластик» и как она им пользуется.

Оказалось, что Дашины родители в качестве «детского» кошелька выбрали именно карточку, потому что они каждый месяц дают дочери 100 грн на карманные расходы, но опасаются, чтобы из-за этих денег дочь не пострадала. Тратит их Даша на покупку канцелярии для школы, на пополнение счета мобилки (если не уложится в лимит – это уже ее проблемы) и на вкусности. А еще Даша самостоятельно делает маме и папе подарки к праздникам: например, на день рождения купила маме очень симпатичные часики – всего за 50 грн. Но девочка призналась, что хочет подкопить немножко и купить «навороченный» фирменный рюкзак, поэтому старается, чтобы к следующему «поступлению» на счету еще что-то оставалось. Вот такой вот расчетливый ребенок. Такая маленькая, а уже умеет считать деньги.

Некоторые родители считают, что выдавать деньги нужно только «под расчет». Например, посылая сына за хлебом, выдают 3 грн и обязательно забирают сдачу. Такие родители боятся, что на оставшиеся копейки он купит сигарету или проиграет их в автомате. Это, дескать, портит не устоявшуюся детскую душу. Хотя психологи утверждают обратное: ребенок, «урвав» запретные копейки, действительно не сможет распорядиться ими разумно. Если он захочет приобрести ту же сигарету, он сделает это и без ведома взрослых.

Если же ребенок регулярно получает определенную сумму и при этом знает, что при помощи этих денег он может осуществить свою мечту, в нем автоматически просыпается бережливость и даже здоровая скупость.

Роберт Дюваль, президент Национального совета экономического образования США, считает, что финансовое воспитание ребенка можно начинать уже в дошкольном возрасте. Мы учим «дошколят» читать и писать еще до того, как они перешагивают порог школы. Так почему же многие полагают, что объяснить человеку фундаментальные принципы обращения с деньгами можно и после того, как он начнет свою трудовую деятельность? А ведь к этому моменту основные принципы поведения людей, в том числе и в отношении к деньгам, уже имеют определенную устоявшуюся форму. И мы, что вполне вероятно, окажемся перед сложной задачей – необходимостью ломать сложившиеся представления.

Чтобы подобного не случилось, специалист Бриждит Йулли советует:

  • Когда вы идете с ребенком в магазин, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
  • Когда берете деньги из банкомата или в банке, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Научите его пользоваться кредитной карточкой.
  • Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать.
  • Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги.
  • Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести, помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет копить.

Кроме того, что наличные у ребенка могут просто отнять, скопить их на приобретение чего-то значимого значительно сложнее – тут срабатывает психологический фактор.

Но есть еще определенные преимущества. Например, родители могут контролировать траты своего чада. Практически все банки, выпускающие «детские» карточки (наиболее распространены программы ПриватБанка и Укрсоцбанка), предоставляют такую услугу: после любой транзакции по карте ребенка на папин-мамин мобильный телефон приходит SMS о том, сколько денег потрачено. А по итогам месяца можно взять в банке выписку по карточному счету и разобрать вместе с ребенком, какие траты были оправданными, а без каких можно было и обойтись.

Есть и еще один плюс: если ребенок еще мал и недостаточно опытен, на его карту можно установить дневной или месячный лимит расходов. И пусть не возражают скептики: финансовая грамота не формирует людей, ориентированных лишь на материальные блага. Целью тех, кто приучает своих детей к разумной бережливости и правильному обращению с деньгами, является воспитание людей, способных войти во взрослую жизнь финансово защищенными и умеющих управлять своими финансами.



Актуальные обзоры банковского рынка на ваш e-mail!


Путеводитель

Как выбрать и пользоваться кредитной картой

Prosto использовать кредитную карту для собственного финансового процветания – но не все знают о правилах, которые могут в этом помочь. На что обратить внимание, чтобы кредитка не повергла вас в долговую яму, а оказалась полезным инструментом - изучал Prostobank.ua.

Видео путеводитель




Поиск организаций