Подбор кредитов:
Интернет-банкинг от Пиреус Банка и удобство его использования 15.12.2011
Для тестирования очередного интернет-банкинга мною был выбран Пиреус Банк. Ни в каких отношениях с банком я не состоял до того момента, как переступил порог отделения.
Подключение
Оформление документов заняло не более 20 минут: я получил свои экземпляры договора на открытие текущего счёта, заявки на подключение и обслуживание в Интернет-сервисе «Пиреус Онлайн Банкинг», конверт с паролем для первого входа в систему, список тарифов обслуживания и распечатку с предложениями по кредитам и депозитам.
Кроме этого, я получил визитку сотрудницы, оформлявшей документы и «карточку-шпаргалку» — изделие из плотного картона в форме пластиковой карты, на обороте которой можно записать свои данные как клиента этого банка, а также данные трёх счетов.
Учитывая, что я открыл лишь текущий счёт, пополнять который можно только в кассе, эта маленькая шпаргалка спасала меня от необходимости иметь при себе договор с необходимыми данными.
Когда я начал распечатывать конверт с паролем для первого входа в систему, я тут же вспомнил сказку про Кощея и его смерть, а также одну из своих предыдущих попыток с интернет-банкингом от «УкрСибБанка».
В этот раз тоже надо было в определённой последовательности потрогать конверт, надорвать, оторвать, заглянуть, вытащить и ввести. Сам пароль был так же нечитаем, но цифры дублировались словами, и в службу поддержки мне звонить не пришлось.
Первый вход
При первом входе в систему посетителю предлагают ввести новый логин и пароль, причём логин и пароль не должны совпадать, и должны содержать минимум одну букву и одну цифру.
Много места занимает информация о преимуществах данной системы, но написаны таким мелким шрифтом, такого синего цвета, что читать тяжело, а ссылки такие неподчёркнутые, что совсем сливаются с текстом, и толку от них никакого.
После смены пароля осуществляется вход в систему, и можно приступать к работе.
Первое впечатление
Главная страница встретила меня моим именем, датой и временем последнего входа и сообщением, что у меня нет сообщений.
Осмыслив всё это, я заметил внизу левой колонки красно-жёлто-зелёную полоску и счётчик времени до выхода из системы, если ничего не делать, а просто продолжать смотреть на полоску и счётчик.
На нашем сайте вы сможете:
- Сравнить интернет-банкинг других банков в разделе Тест-драйв интернет-банкингов.
- Прочесть советы и мнения экспертов касательно безопасности интернет-банкинга.
Сессия длится 7 минут, и её можно продлить, если кликнуть по соответствующей ссылке «Обновить». В других интернет-банкингах, например, от ОТПБанка иUKRSIBBANKа, придётся перейти на другую страницу, чтобы продлить сессию. Возможность сделать это не покидая страницу — хорошая находка.
Однако если посмотреть в противоположную сторону — правый верхний угол окна, — можно увидеть странные знаки, похожие на египетские иероглифы. При наведении курсора мыши на них тайна раскрывается: это конвертер валют (евро, фунты стерлингов, рубли, гривны и доллары), курсы вышеперечисленных валют (можно выбрать временной промежуток), помощь в работе, ссылка «В начало», карта сайта и ссылка «Выход».
Конвертер валют, курсы валют и помощь открываются в новых окнах. Присутствие ссылки «В начало», спрятанной среди других, непонятно, так как ту же функцию выполняет клик по логотипу в левом верхнем углу окна.
Воспользоваться помощью мне не удалось, в связи с ошибкой. Примечательно, что само окно с ошибкой было на английском языке с предложением позвонить или отправить электронное письмо «одному из представителей нашего кол-центра» и изложить суть ошибки и её код.
Учитывая, что на странице не указаны ни телефоны кол-центра (обязательно для страны, откуда происходит работа с банкингом), ни электронный адрес, а также то, что код ошибки выглядит так: 09116ccb-e819-41ac-b7cb-7ce44cbc3f3a, очень сомневаюсь, что разработчики узнают, что система работает с ошибками.
То, что сообщение об ошибке было выдано на английском языке, поставило вопрос, какие ещё языки доступны системе. Привычных переключателей языков в виде флагов государств или ссылок наподобие «РУС», «УКР», «ENG» я не нашёл. Вернее, нашёл, но не сразу.
Ссылка на настройку цветового оформления банкинга и его языка была спрятана в меню «Сервисы» среди следующих: «Связь с банком», «Настройка», «Управление названиями счетов», «Управление шаблонами», «Управление заявками» и «Журнал действий».
Логичнее было бы поместить её в пункт «Настройка безопасности», а ещё лучше назвать этот пункт меню «Настройки», а там уж дать возможность выбирать, что настраивать — внешний вид, безопасность или что-то ещё.
Кроме выбора языка можно задать символ-разделитель для CSV-файлов и ещё одна новинка от разработчиков — цветовое оформление системы. Всего доступно 7 тем оформления, причём кликая на них можно предварительно посмотреть, как она будет выглядеть на изображении ниже. Если честно, в обрамлении оранжевого цвета мне было трудно оценить другие цвета. Было бы здорово, если бы цвет системы менялся сразу же.
Решив, что язык банкинга сменился, я продолжил его изучение. Однако ничего не поменялось. Как оказалось, в самом низу, за пределами видимости страницы были две кнопки — «Сохранить временно для этой сессии» и «Сохранить».
Для смены логина не надо обращаться в отделение или звонить в службу поддержки — для этого надо зайти в «Настройки безопасности» — «Изменение авторизационных данных» и заполнить нужные поля. Логика формы смены логина отслеживает, чтобы новый логин не был идентичным старому. Хотя написано, что смена логина происходит в два шага, вторым шагом является страница с сообщением «Логин пользователя успешно изменён».
Аналогично происходит и смена пароля.
Для того чтобы сессия работы с банкингом стала защищённой, необходимо в дебрях «Настроек безопасности» — «Одноразовый пароль» кликнуть на ссылку и получить одноразовый пароль на мобильный номер, указанный в договоре. Или ввести его с помощью генератора пароля, если вы его заказали (я — нет).
Безопасность в работе с финансами, а тем более в работе с ними в Интернете, находится на одном из первых мест, и непонятно, зачем такую важную функцию спрятали во втором уровне навигации.
Логичнее было бы дать возможность выбора, в каком режиме работать — защищённом или нет — при входе в систему.
Работа с системой
Насмотревшись на этот интернет-банкинг, переходим к его использованию!
Вся работа начинается с левой колонки, где расположено меню.
Мой портфель
Первым пунктом идёт «Мой портфель», откуда можно посмотреть операции по счетам, пластиковым картам, депозитам, заказать выписку по электронной почте.
Пункт меню «Обзор» позволяет посмотреть общую картину счетов и карт и распечатать или сохранить в файл CSV. Напомню, что настроить параметры сохранения в файл CSV можно в пункте меню «Сервисы» — «Настройки» — «Выбор разделителя колонок для CSV файлов».
Управление счетами
В этом пункте меню можно получить детальную информацию по счетам, просмотреть истории операций и получить выписку на электронный адрес.
Детали счёта включают в себя:
- название, номер и валюту счёта;
- статус счёта и отделение, в котором его открыли;
- полные Ф.И.О. владельца;
- количество средств на нём.
Можно получить анализ баланса, но лично для себя я не нашёл ничего полезного, кроме строки «Доступно».
В пункте «Операции по счёту» можно ознакомиться с проведёнными операциями за заданный период, а в пункте «Выписки по электронной почте» можно получить выписку за заданный период на указанный электронный адрес. Почему бы эти пункты не объединить, непонятно.
На указанный адрес приходит письмо с ZIP-архивом, на котором стоит указанный пароль.
Предполагаю, что в пунктах «Управление картами» и «Управление депозитами» можно делать то же, что и со счетами, однако предоставить подтверждающие изображения не могу: в «Пиреус Банке» у меня нет ни первого, ни второго.
Переводы
В этом пункте меню можно переводить средства как между счетами «Пиреус Банка», так и на счета других банков, а также просмотреть историю переводов.
Для перевода средств между собственными счетами необходимо выбрать их из списка и ввести сумму и назначение платежа.
Если этот платёж будет регулярным, удобно тут же сохранить его как шаблонный платёж и задать его название. А если надо совершить данный платёж в определённую дату, это тоже легко сделать, заполнив соответствующие поля.
Похожие действия совершаются при переводе на чужой счёт в «Пиреус Банке», только на этот раз номер счёта вводится с клавиатуры.
За пределы «Пиреус Банка» можно переводить как по Украине, так и за рубеж. Все параметры вводятся с клавиатуры, плюс есть возможность сохранить реквизиты получателя.
Для того, чтобы перевести средства за рубеж, необходимо иметь валютный счёт. Также необходимо ввести данные получателя и банка-посредника. Примечательно, что при выборе страны назначения выбирать приходится из списка английских названий стран.
Всю свою «переводческую» деятельность можно посмотреть в пункте «История переводов», где можно удобно отсортировать переводы по видам (все виды, в другие банки Украины, за рубеж, между своими счетами, третьим лицам), распечатать или экспортировать в CSV.
Сервисы
Из этого меню можно связаться с банком, настроить внешний вид интернет-банкинга, переименовать названия счетов, работать с шаблонами, перейти в защищённый режим работы с системой, а также посмотреть операции с системой.
В пункте меню «Связаться с банком» можно задать вопросы и получить ответ на указанный адрес электронной почты или по телефону. К вопросу также можно прикрепить файл.
В меню «Настройки» можно задать язык системы — украинский, русский или английский, задать символ разделения колонок для CSV-файлов и выбрать цветовую палитру оформления системы. К слову, если вы работаете с системой не через безопасное соединение (на странице должен отображаться специальный значок), настройки не сохраняются.
Кнопки применения находятся внизу главной колонки, возможно, придётся прокрутить ее содержимое, чтобы увидеть их. Изменённые параметры можно сохранить как для текущей сессии работы, так и до следующего изменения.
К сожалению, разработчики не реализовали смену оформления таким образом, чтобы можно было увидеть изменения сразу, изменения приходится оценивать по уменьшенным изображениям.
В пункте меню «Управление названиями счетов», как можно догадаться, можно создавать названия счетов, но на самом деле здесь можно создавать шаблоны счетов в «Пиреус Банке», других украинских или зарубежных банках.
Тут же можно ввести и назначение перевода и, казалось бы, можно совершать переводы, но не тут-то было! В меню «Переводы» нет возможности выбрать сохранённого получателя, и из списка шаблонов перевод сделать нельзя.
Для того, чтобы посмотреть ответ банка на сообщения, статусы заявок на выписки, необходимо перейти в защищённый режим с помощью SMS-пароля, отправляемого на указанный в договоре номер мобильного телефона или с помощью генератора паролей.
Настройки безопасности
В этом пункте меню можно изменить логин и пароль, срок действия пароля, после которого его надо будет сменить, а также номер мобильного телефона для получения одноразовых паролей.
Не отходя от кассы можно запросить новый одноразовый пароль.
Моё меню
Сюда можно поместить все часто используемые действия в системе и не лазить по меню в поисках нужного пункта. Во время выбора действий можно задать собственные названия пунктов.
Само меню, однако, выглядит весьма невнятно. Вот так можно запросто убить хорошую идею плохой реализацией. Хотя всё равно пользователи будут пользоваться (haters gonna hate, users gonna use, etc), потому что «куда ж деваться?»
Выводы
Интернет-банкинг от «Пиреус Банка» — это инструмент, которым пользуются клиенты банка в нескольких странах. Возможно, в связи с этим он несколько отличается от аналогичных украинских продуктов, но человек является таким существом, что может приспособиться ко всему. Это единственное, что ему остаётся, так как банки ещё не выбирают по удобству использования интернет-банкинга.
От себя порекомендовал бы разработчикам разобраться с языковыми версиями, немного «причесать» отображение форм, переработать пункты меню «Сервисы» и «Настройка безопасности», перевести древнеегипетские письмена на современный язык, который бы тоже можно было легко выбрать. Это из внешнего вида. Из функционала — догнать своих конкурентов, добавив пополнение мобильных и оплату коммунальных услуг. Как минимум.
Неизвестно, что нам готовят разработчики в дальнейшем, какими новшествами порадуют. Однако надо помнить, что им приходится учитывать интересы (или игнорировать их) пользователей разных стран. А также разные требования к работе банков в этих же странах.
Думаю, интернет-банкинг от «Пиреус Банка» будет развиваться, и ещё перегонит своих конкурентов.
На заметку:
- Что делать пользователю интернет-банкинга, если его учетную запись взломали?
- Какая схема обеспечения безопасности Интернет-банкинга сегодня считается наиболее надежной?
- Интернет-банкинг. Какие услуги хотите получить
- Швейцарский нож в украинском интернет-банкинге: Приват-24 (Блог)
Обновлено: 15.12.2011
Автор: Константин Войцеховский