про твої фінанси

Мобильный банкинг

Мобильный и СМС банкинг в Украине. Функции, возможности.

Путеводитель по статье

  1. Новинки в е-банкинге
  2. Мобильный банкинг: Сколько стоит?
Видео путеводитель
Секреты Интернет банкинга

Секреты Интернет банкинга

Новинки в е-банкинге

Последние годы не стали революционными в области интернет-банкинга. И ничего удивительного в этом нет. Этап ажиотажного завоевания рынка этой системой дистанционного обслуживания пройден, первые необходимые сервисы созданы и внедрены, технологии передачи данных тоже находятся в стадии постреволюционного отдыха  (скоростной мобильный интернет 3G и 4G запущен и его сегодня вполне достаточно для эволюционного развития). 

Стараниями разработчиков, банков и маркетологов у потребителей сложилось более-менее четкое представление о том, какой эта услуга должна быть.

Другими словами, украинский интернет-банкинг затих в ожидании своего Стива Джобса, который перевернул бы представление об этой услуге.

Вот в этой эволюционной парадигме достаточно неспешно и развивался интернет-банкинг в последние годы. И все же. Ряды новаторов стали пополняться банками второй волны. Осознание того, что эта услуга относится к разряду «must have», подталкивает к внедрению интернет-банкинга и пережившие «оздоровление финансовой системы» средние и малые банки. Запуск услуги происходит по одному и тому же сценарию: стандартная стартовая web- версия -- > продвинутая web- версия -- > внедрение мобильных приложений».

Отличие «стандартной» от «продвинутой» версий заключается в количестве сервисов. Мобильные приложения по-прежнему тяготеют к двум основным операционным системам — Android и iOS, хотя уже начали появляться приложения под Windows и даже приложения для «умных часов». Но два последних используются банками, скорее, в имиджевых целях. Пока банки работают не над революционными изменениями, а над совершенствованием существующих систем.

2016 год ознаменовался активным запуском P2P переводов и увеличением количества платежных сервисов для оплаты коммунальных и прочих счетов (за интернет, ТВ, мобильную связь и т.п.). В этом направлении, безусловно, движение продолжится и дальше, так как эти сервисы пользователь любит, они удобны, понятны и просты, да и, чего греха таить, именно они приносят пока основной доход банкам от эксплуатации системы (косвенный доход считать научились еще далеко не все). Основой их развития будут оставаться платежные карты, т.к. именно этот платежный инструмент наиболее удобен клиенту.

Вероятно в тренде будет интеграция систем интернет-банкинга с платежными системами и государственными сервисами, а также попытки использования систем геопозиционирования (GPS). Появятся первые робкие попытки анализа поведения клиента.

А там, глядишь, с учетом развития электронных денег в Украине придет время чего-то глобального. Но вряд ли оно будет нести в себе признаки революции. Это и к лучшему. Деньги спешки и шума не любят, в том числе электронные.

Если говорить о функциональных изменениях, приводящихся банками, или трендах, в которых развивались интернет-банки, то можно выделить следующее:

  • все больше банков рекомендует своим клиентам открывать депозиты дистанционно, предлагая за это дополнительный бонус к базовой процентной ставке, которая действует в отделении. Это выгодно как клиенту, так и банку.  Такие депозитные модули будут развиваться, чтобы максимально упростить процесс открытия вклада для розничного клиента;
  • банки работают над повышением удобства проведения коммунальных платежей, расширяя перечень услуг и улучшая пользовательский интерфейс.

К тому же, необходимо «определиться с определениями». Несмотря на кажущуюся «прозрачность» вопроса, четкого однозначно общепринятого значения понятий «интернет-банкинг» и «мобильный банкинг» не существует. Этим фактом беззастенчиво пользуются маркетологи, продвигая под видом инноваций одно и то же. В массовом сознании утвердилось представление, что «Интернет-банкинг» - это система управления финансами, построенная с использованием WEB-технологий (фактически, это WEB-сайт), а «мобильный банкинг» - это некое приложение, позволяющее, в общем случае, делать то же самое, но это именно приложение, функционирующее на мобильном устройстве (смартфон, планшет, смарт-часы, смарт-телевизор, etc.). В принципе, наличие или отсутствие различий в этих двух версиях одного и того же зависит от конкретной реализации. Ограничения в функционале были связаны, в былые не столь отдаленные времена, со следующими особенностями эксплуатации этих продуктов:

  • Достаточно низкая скорость мобильного интернет-соединения. Отсутствие необходимости, при работе с приложением, в передаче графической информации позволяло сделать «мобильный банкинг» более функциональным, чем адаптированная «мобильная версия Интернет-банкинга». Это, с одной стороны.
  • Размер экрана. Совсем недавно диагональ экрана смартфона не превышала 3,5 дюймов. И это накладывало определенные интерфейсные ограничения. Например, при оплате коммунальных платежей, как правило, отсутствовала возможность работы со счетчиками (дабы ответить на вопрос «почему», попробуйте пальцем ввести показания счетчика на трехдюймовом экране без стилуса). Это пункт в колонку «-».

В настоящее время и первый, и второй аргументы уже не актуальны. Поэтому различия постепенно уходят в прошлое. Вероятно, совсем скоро отличия будут заключаться только лишь в способах идентификации пользователя и верификации операций. Да и те постепенно сойдут на нет, с развитием мобильных операционных систем.

Все остальные отличия будут обусловлены только лишь маркетинговыми стратегиями продажи этих продуктов и не более того.

 

Мобильный банкинг: Сколько стоит?

За последние годы изменилась политика банков в отношении стоимости мобильного банкинга. Период, когда эта услуга в большинстве банков была бесплатной, прошел. Однако и принципы оплаты изменились. Если пятнадцать лет назад многие банки устанавливали плату за каждое СМС-сообщение в адрес клиента, то сейчас у крупнейших банков такая услуга бесплатна, или включена в ежемесячную абонплату.

В то же время, осуществляя денежные переводы с помощью мобильного телефона (в тех банках, где это возможно), вы уплатите комиссию. Дешевле всего переводить деньги между счетами, открытыми в том же банке: такая услуга обойдется вам в 0,1% от суммы платежа либо вообще бесплатно. Зачастую не берут банки и комиссию за оплату коммунальных платежей.

Зимой-2024 услуга мобильного банкинга предоставляется исследованными банками бесплатно. Хотя еще 7-8 лет назад большинство банков взимали абонплату в размере 2-7 грн. в месяц за пользование ею.

Функции мобильного банкинга и его стоимость у некоторых банков из числа крупнейших по исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на февраль-2024

Приватбанк

  • Стоимость активации услуги - нет
  • Абонплата (в месяц) - нет
  • Возможность осуществлять платежи с помощью мобильного телефона - да
  • Комиссия (за операцию) - бесплатно на карту Привата «Универсальная»/«Универсальная Gold», 0,5% если переводить с карты для выплат на  карту для выплат. И 1% если с карты «Универсальная»/«Универсальная Gold»  на карту  «Для выплат». коммунальные платежи-3 грн. (1 грн. если есть договор), на карту украинского банка - 0,5% мин 5 грн.
  • Возможность заблокировать карту с помощью мобильного телефона - да
  • Возможность пополнить мобильный телефон - да

ПУМБ

  • Стоимость активации услуги - нет
  • Абонплата (в месяц) - нет
  • Возможность осуществлять платежи с помощью мобильного телефона - да
  • Комиссия (за операцию) - коммунальные платежи-бесплатно, пополнения моб. связи бесплатно, в сети ПУМБ - бесплатно, за пределы -0,5% от суммы, мин. 3 грн. макс. 500 грн.
  • Возможность заблокировать карту с помощью мобильного телефона - да
  • Возможность пополнить мобильный телефон - да

Ощадбанк (тариф для пакета "Моя карточка")

  • Стоимость активации услуги - нет
  • Абонплата (в месяц) - нет
  • Возможность осуществлять платежи с помощью мобильного телефона - да
  • Комиссия (за операцию) -коммунальные платежи-в зависимости от получателя платежа, мобильные операторы- 2% мин. 2 грн., на карты других банков - 1% + 5 грн.
  • Возможность заблокировать карту с помощью мобильного телефона - да
  • Возможность пополнить мобильный телефон - да

Sense Bank

  • Стоимость активации услуги - нет
  • Абонплата (в месяц) - бесплатно или 25 грн при остатках менее 50000 грн / расчетов в торговой сети менее чем на 2500 грн или менее 10 раз, на остаток начисляется 6,5% годовых, есть кэш-бэк до 10% (пакет "White")
  • Возможность осуществлять платежи с помощью мобильного телефона - да
  • Комиссия (за операцию) - с использованием системы "My Alfa-bank" - не тарифицируется
  • Возможность заблокировать карту с помощью мобильного телефона - да
  • Возможность пополнить мобильный телефон - да

ОТП Банк

  • Стоимость активации услуги - нет
  • Абонплата (в месяц) - нет
  • Возможность осуществлять платежи с помощью мобильного телефона - да
  • Комиссия (за операцию) - комунальные платежи- ГИОЦ- 1 грн, пополнения мобильного счета - 1 грн., в сети ОТП Банк – бесплатно, за пределы: до 10 000 грн - 2 грн.от 10 0000 грн. - 0,5% суммы (макс. 500 грн.)
  • Возможность заблокировать карту с помощью мобильного телефона - да
  • Возможность пополнить мобильный телефон - да

Читайте также:

Все статьи раздела

Срочно нужны деньги?