Любомир Левицкий, режиссер: "Инвестировать нужно в людей, все остальное можно взять в аренду" 23.03.2012

Молодого и успешного украинского режиссера, продюсера и сценариста знают, прежде всего, по первому украиноязычному триллеру Штольня (2006 г.). Впрочем, на счету Любомира Левицкого еще множество короткометражных работ, рекламных роликов и видеоклипов таких звезд как Потап, Виталий Козловский, Камалия и другие. О финансовой стороне своей жизни украинский режиссер рассказал Prostobank.ua

Любомир Левицкий, режиссер: "Инвестировать нужно в людей, все остальное можно взять в аренду"

Любомир, Вы помните Ваш первый заработок?

Да, конечно. Мой первый заработок я получил на своем видео и аудио прокате. Это был 2001-2002 год. Я начал с того, что благодаря дружественным связям на оптовых базах и знаниям в американском кино под реализацию отбирал суперхиты, которые позже продавались как пирожки. Так я заработал свой первый небольшой капитал.

А на что потратили эти деньги?

Поскольку меня всегда тянуло к моим тайным мечтам, я ни перед чем не останавливался, и все свои сбережения вложил в поездку в Париж, а немного погодя – в Германию, где учился сценическому мастерству. После 8-ми месяцев мои деньги закончились, а разрешения легально работать у меня не было, поэтому пришлось тайно работать на разных работах, чтобы покрывать расходы на проживание и обучение. И в результате я смог закончить учебу.

Копили ли Вы в детстве деньги?

Я никогда не умел экономить. Я всегда отдавал деньги своей маме, а она отдавала мне их обратно только когда сумма достигала рамок, которые были нужны для достижения той или иной цели. Моя мама была для меня лучшим банкиром в мире.

Какой была Ваша первая покупка, которая исполнила мечту?

Покупкой моей мечты был, конечно, первый автомобиль. Это была Ауди золотистого цвета. Ее я купил именно за первые "кинопрокатные" средства.

Любомир, а как Вы выбирали свою профессию?
 
 Профессию выбирал очень плавно и уверенно. Я знал, что мне нравится кино, и я понимал, что хочу его создавать. Оставалось получить знания и практику. А вот это было как раз не просто. Клипы, реклама ... Хотя свою первую работу я снял, не имея никакого опыта. Я выбрал путь не просто режиссера, а фильм-мейкера в целом. То есть я и сценарист, и режиссер, и продюсер. Это не просто, но в нашей стране эти навыки очень важны, поскольку помогают сильно занижать себестоимость производства фильма.

Часто звучит утверждение, что главная проблема украинского кинематогрофа – это недостаток финансирования. Согласны ли Вы с этим?

Смело могу заявить, что это не так. Всегда можно найти деньги под интересный сценарий. Проблема в другом. Стоит проблема не где взять деньги, а как их вернуть и еще и сделать проект коммерчески успешным хитом. Ответ один – три кита, на которых стоит кино: сценарий, режиссер, актеры. Если найти и удачно совместить эти три пункта, то можете быть уверены: деньги вы получите.

А какие второстепенные проблемы украинского кино Вы как режиссер можете подчеркнуть? И как их преодолеть режиссерам?

В Украине единственная и, я надеюсь, временная, проблема - это недостаточное количество кинотеатральных залов. Это сужает бюджетные рамки для создания локального, коммерческого кино. Но паниковать не нужно, потому что культура посещения кино в нашей стране только зарождается и получает массовость. Радуюсь тому, что новое молодое поколение и наши ровесники уже лишены постсоветских взглядов и являются обычными европейцами. Это круто!

Можно ли в Украине снять украинское и украиноязычное кино, которое не было бы убыточным? Что для этого нужно?

Да, можно. Это именно то, над чем я сейчас работаю со своей командой. Мы делаем украиноязычный мистический триллер «Тени незабытых предков». Это будет молодежная история, построенная на древней карпатской легенде о Книге теней, девяти мольфарах и магической «згарде» (древнее гуцульское украшение на шею культового характера – прим.ред). Фильм должен стать хитом и окупить себя на рынке СНГ как минимум в четыре раза. Такой у меня бизнес-план. И права на ошибку нет. Пришло время показать, что ходят не на украинское или польское кино, а на интересное и впечатляющее. Это то, чего мы и добиваемся.

Смета триллера «Штольня» составляла четыре миллиона гривен. А сколько сегодня нужно средств, чтобы снять качественный триллер?

Заявленный бюджет «Штольни» был общим. Львиная доля бюджета ушла на промо-компании, бюджет самого продакшена составил около одного миллиона гривен. Сейчас для того, чтобы снять качественный триллер, достаточно 4-5 миллиона гривен. Но, опять же, нужно быть очень «смекалистым» продюсером, чтобы уметь снимать «дорого задешево».

Должно ли настоящее искусство, по Вашему мнению, приносить ощутимый доход и кормить художника? Или это необязательно?

Без сомнений, должно. Если режиссер или автор не сможет зарабатывать деньги на том, что он делает, то превратится в продавца-консультанта в супермаркете. Думаю, нужно искать в своих проектах баланс творчества и коммерции.

Рассматриваете ли Вы лично способы заработка, не связанные с творчеством?

Я не позволяю себе заниматься ничем, кроме кино, рекламы и клипов. Это дает мне мотивацию развиваться и становиться лучше.

Какого человека, по Вашему мнению, можно назвать успешным?

Успешный человек – тот, хобби которого высоко оплачивается.

Расскажите о своем опыте общения с банками. Брали когда-то кредиты?

В прошлом году мне пришлось достаточно много общаться с банкирами, но получить бюджет на фильм от банка так и не вышло, потому что, как ни крути, все равно кино является бизнесом с высоким пунктом риска. Зато я люблю иногда взять какую-то небольшую вещь в кредит - например, мобильный телефон, айпод – вещи, которые мотивируют к новейшим технологиям и мобилизации. Это как хобби (смеется).

Имеете депозиты в банках? Если да, то каким образом выбираете банк для вклада?

Депозитов не имею, поскольку все средства вкладываю в производство кино.

Как относитесь к одалживанию денег?

Каждая творческая личность знает, что такое одалживать деньги, поскольку у таких людей либо очень много денег, либо ни копейки. В финансовом плане творческие люди очень нестабильны. И я отношусь к этому нормально, основная вещь – иметь друзей, которые будут всегда готовы поддержать.

Ощутили ли Вы на своих доходах недавний финансовый кризис?

Да, я очень резко ощутил кризис. Именно он стал причиной того, что мне пришлось заморозить полнометражный проект из-за недостатка средств.

Есть ли у Вас опыт ведения собственного бюджета на бумаге – планирования расходов, доходов?

К сожалению, это только в планах. У меня не хватает терпения вести собственный бюджет. Я не умею копить деньги. Они у меня либо есть, либо их очень много (смеется).

Как считаете, сколько денег нужно ежемесячно зарабатывать в Украине, чтобы жить в достатке?

В Украине на сегодня достаточно зарабатывать 2 тысячи долларов в месяц, чтобы не ограничивать развитие своих талантов и быть сытым (смеется).

Как считаете, во что стоит инвестировать деньги?

Инвестировать нужно в людей! Все остальное можно взять в аренду.

Для чего вообще людям деньги?

Думаю, что деньги являются для человека инструментом. С помощью этого инструмента можно сделать либо очень много добра, либо – зла. Выбор за людьми. Ну и, конечно, деньги – это свобода.

Какова Ваша лучшая инвестиция в жизни?

Моя лучшая инвестиция всегда была, есть и будет – моя семья!


Срочно нужны деньги?