Подбор кредитов:
Георгий Делиев: «Я вкладываю свои деньги в искусство» 27.06.2008
«Инвестируя в кинематограф, можно легко просчитать будущую прибыль и возможные риски. Прибыль в кинематографе прямо пропорциональна средствам, затраченным на рекламную кампанию».
Георгий Делиев – режиссер, актер, руководитель и основатель комик-труппы «Маски». Академик Международной Академии трюка, заслуженный артист Украины, член союза театральных деятелей и союза кинематографистов Украины. Георгий Делиев – лауреат премии кинофестиваля «Стожары-2005» за лучшую мужскую роль в фильме «Настройщик» Киры Муратовой. Сайт Георгия Делиева: http://www.deliev.com/
На что Вы тратите деньги?
На самые необходимые вещи, нужные мне и моей семье – дом, одежду, еду. Также я коллекционирую редкие музыкальные инструменты – привожу их из разных стран, в которых доводится гостить. Это барабанчики, скрипочки, антикварные духовые инструменты. Иногда я играю на них или использую в выступлениях, остальное время они висят у меня на стенках. Последний из таких инструментов – британский кларнет тысяча восемьсот какого-то года. Я нашел его на базаре в Амстердаме, пытался на нем играть, но оказалось, что он уже не играет.
Разумеется, я вкладываю деньги в искусство. В развитие своего проекта «Делиев Андеграунд», объединившего литературу, музыку и видео. Сейчас я снимаю отдельные киносцены, которые являются как самодостаточными короткометражками, так и частями чего-то большего.
Возможно ли в Украине получать прибыль от андеграунда?
Андеграунд, по определению, некоммерческое искусство. Если некоммерческий театр начинает сам себя прокармливать, это означает, что он становится коммерческим. Возможно, художники при этом не изменяют своему искусству. Но если через пропаганду они смогли донести андеграунд до массовой аудитории и завоевать массового зрителя, то их творчество автоматически становится товаром. А андеграунд – это не товар, это такая изюминка для избранных, которую не каждый разглядит.
А какой вид современного искусства является наиболее прибыльным?
Кинематограф. Например, еще в 90-м году я снял ленту «Семь дней с русской красавицей». По тем временам, у картины был сумасшедший бюджет - $1,5 млн! Это одна из немногих картин, которая выжила и имела успех в тот тяжелый период. Несмотря на неустойчивость, последовавшую за развалом Советского Союза, когда в считанные дни умер кинопрокат. Но все затраты, вложенные в фильм, с лихвой окупились через телевидение.
Инвестируя в кинематограф, можно легко просчитать будущую прибыль и возможные риски. Мне кажется, что коммерческое кино сродни сельскохозяйственному бизнесу – там тоже есть засухи и неурожайные годы. Прибыль же в кинематографе прямо пропорциональна средствам, затраченным не на само кинопроизводство, а на рекламную кампанию. Можно снять фильм с бюджетом в $8 млн, потратив $80 млн на раскрутку, или же вложить по $80 млн и в картину, и в рекламу. В обоих случаях инвестиции окупятся, и зрители пойдут в кинотеатры.
Охотно ли бизнесмены вкладывают деньги в искусство?
Искусство всегда предполагает творческий процесс, результатом которого является что-то новое. Многие же продюсеры боятся неординарных вещей, выбирают давно протоптанные дорожки и стараются работать с жанрами, которых и так достаточно на экранах – это боевики, триллеры, детективы, порой весьма поверхностные. Инвесторы боятся комедий, хотя комедия – это самый глубокий жанр, который, как правило, окупается. В отечественном кинопроизводстве комедийная ниша пуста, за редкими исключениями. Например, сейчас мы с Борей Барским снялись в фильме «Прикольная сказка». Это украино-эстонская лента режиссера Романа Ширмана. Кино малобюджетное, но уже очевидно, что он вложенные деньги вернет.
А насколько сильно ощущается давление капитала на творцов?
Это давление грандиозно. Если инвестор вкладывает деньги в арт-проект, он зачастую пытается влиять на творца, вмешивается в творческий процесс. Ничего путного из такого противодействия не выйдет. Раз уж продюсер выбрал этого режиссера и этих творцов, значит, он должен им доверять.
Каждый человек имеет свою профессию. Продюсер следит за выполнением плана, за финансовыми процессами. А режиссер – личность творческая, он декларирует свой замысел, и только он должен манипулировать творческим процессом. Если режиссер не выполняет свою роль – его наказывают. Но продюсеры начинают вмешиваться в создание произведения только потому, что уверены – если применить в фильме такую-то идею или трюк, кино обязательно принесет сумасшедший доход. Причем, эта уверенность основана на том, что похожие трюк или идеи уже принесли доход другой киноленте.
В итоге, капитал начинает управлять созданием произведения. Доминирует коммерческий интерес. Но в истории есть масса примеров, когда изначально эксцентричный или провальный в кинотеатрах фильм через 10 лет стал шедевром мировой кинематографии. И люди, которые его создавали – как на игровом и режиссерском уровне, так и в роли продюсеров и спонсоров, входят в историю благодаря изначально неудачной, с точки зрения коммерции, ленты.
Вам и одесскому театру «Дом клоунов» помогают меценаты?
Мы дружим с некоммерческой организацией Одесское землячество. Она помогает творцам-одесситам, и была создана как раз для того, чтобы пропагандировать и поддерживать талантливых людей. Так, они помогли нам в открытии и укреплении нашего театра «Дом Клоунов», которому в этом году исполнилось 5 лет. Мы взяли заброшенное здание с протекающей крышей, с проломленными полами, по которым бегали гигантские крысы. Иногда в этом помещении демонстрировались фильмы – это был один из последних государственных кинотеатров в городе, доживающих на бюджетные деньги. Одесское землячество помогло нам с ремонтом, с покупкой кондиционеров, кресел.
Насколько тяжело творцу найди материальную поддержку?
Как раз сейчас я ищу меценатов для раскрутки кинематографических проектов. У меня есть три киносценария. Первый – это история революционной эпохи, про белую гвардию. В ней – в меру цинизма, английский юмор, славянская, чеховская глубина и хэппи-энд. И каскад трюков, привычных для эксцентрической комедии в стиле «Маски-шоу». Второй – это гангстерский остросюжетный и вместе с тем комедийный фильм, в сюжете которого китайские триады, ФСБ, милиция и российско-украинская мафия сплелись вокруг поисков древней книги. Третий – комедия абсурда, глубокая по философии, но первый её план – это легкая и забавная комедия. Для таких фильмов я ищу деньги, которые можно будет отбить в кинематографе. Ищу здесь, в Украине, потому что у нас снимать в несколько раз дешевле, нежели в Москве. По итогам поисков я смогу ответить на ваш вопрос относительно кинематографа.
Это большая редкость и удача – найти помощь среди земляков. Как говорят, в своем отечестве пророков нет. Так же и в Одессе – местные структуры и продюсеры считают, что своим творцам деньги можно вообще не платить. Им более интересны столичные звезды и гастролеры. В Киеве или Москве мы ощущаем более высокую оценку, в том числе, и коммерческую, нежели на Родине. К этому стоит относиться философски, без обид. Я думаю, что в Киеве то же самое происходит с киевскими артистами, в Харькове – с харьковскими.
Вы можете назвать себя предпринимателем?
До прошлого года я был частным предпринимателем, но сейчас мне стало невыгодно платить единый налог. Деятельность моя как предпринимателя была связана с искусством и телепроизводством, организацией концертов группы «Маски-шоу», с моими сольными проектами. Теперь же мой доход обеспечивают работа в театрах и мои договора с другими компаниями.
Как Вы предпочитаете копить сбережения?
У меня есть несколько счетов в банках в разных валютах – в долларах, гривне, евро. Но основные деньги идут на строительство загородного дома. Как только появляется свободная сумма, она сразу же вкладывается в дом. Но крупных накопительных сумм у меня нет. На старость ничего себе не оставляю, не думаю пока об этом.
Как Вы относитесь к кредитам?
В целом – нормально, но мне еще не приходилось обращаться за деньгами в банк или кредитный союз. Если я и одалживал, то только у коммерсантов, которые меня хорошо знают.
Вы застрахованы?
Я подумываю над тем, чтобы застраховаться. Пока что никак не доходят руки. Хочу застраховать автомобиль, но для этого надо уделить время выбору страховой компании, почитать договоры – чтобы страховка реально действовала, чтобы при инциденте ей можно было воспользоваться без лишних проблем.
Хотя, у нашей труппы есть страхование жизни и здоровья в компании «Тэком-Життя». У нас дружеские отношения с их руководством, несколько лет назад они подарили нам полисы, нам понравилось. Теперь мы сами периодически оплачиваем эту услугу.
Вы пользуетесь скидками?
У меня много скидочных карт, в основном, в сетевых ресторанах, таких как «Мировая карта», «Козырная карта», «Челентано». В ресторанах бываешь чаще, чем в магазинах одежды, да и не готов я одеваться в одном и том же месте. Скидки разные – от 8% до 30%, а в некоторых заведениях, дружеских, есть даже 100% скидки.
На что бы вы потратили последние $100?
На что-то, необходимое для сохранения жизни. Своей или чужой.
Фото предоставлено Аленой Смилык.
Обновлено: 27.06.2008
Автор: Лия Слепцова