Генри Лайон Олди: "Когда в банке говоришь, что ты писатель, записывают: "Не работает"

Генри Лайон Олди – псевдоним известных харьковских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. В середине 2000-х соавторов признали лучшими фантастами Европы. О финансовой стороне жизни украинских писателей Олди рассказали Prostobank.ua

В 2006-м году Вас признали лучшими фантастами Европы. Победа на “Eurocon’e” повлияла на Ваши взаимоотношения с издателями? 

Нет, на отношения с издателями этот титул не повлиял. На тот момент мы уже были хорошо известны в издательствах, и победа на “Евроконе” скорее послужила добавлением к общей репутации, чем принципиальным изменением статуса.

Быть может, изменились суммы гонораров?

Суммы гонораров зависят от известности писателя (повышается ставка за экземпляр) и уровня тиражей. Причем уровень тиражей играет первую скрипку в этом оркестре. Так что все осталось по-прежнему: сколько издают, столько и зарабатываем. А тут год на год не приходится.

Сколько реально может заработать в Украине профессиональный писатель? Насколько все плохо или хорошо в нашей стране с авторскими гонорарами по сравнению с Европой?

Если мы говорим о писателе, который издается только в Украине – тогда вряд ли его заработки будут высокими. Авторские ставки в Украине ниже, чем в России, а о Европе и говорить нечего. У нас и довольно большой тираж, если перемножить его на низкий процент роялти, даст не слишком вдохновляющий результат.

Именно поэтому многие писатели стремятся издаваться в России. А уж если повезло вырваться в Европу – еще лучше, в США, в англоязычный мир – и выйти за рамки пробного, ограниченного тиража…

А как обстоят дела с защитой авторских прав в Украине? Пираты мешают зарабатывать писателям?

Что до авторских прав, то не так давно Украина была названа самым серьезным их нарушителем. Даже если краски и были несколько сгущены, это утверждение недалеко от истины. И в Украине, и в России авторские права на интеллектуальную собственность (на книги, музыку, фильмы...) соблюдаются из рук вон плохо. Контрафактные тексты, музыку, фильмы можно легко скачать где угодно – достаточно зайти в Интернет и дать запрос через любую поисковую систему. Но в России сейчас начали принимать хоть какие-то “антипиратские” законы – пусть пока и несовершенные. Украина в этом плане явно отстает. Это одна из причин, по которым нормально зарабатывать на своем интеллектуальном труде в Украине автору проблематично. Причина не единственная, но достаточно серьезная.

Почему, по Вашему мнению, в нашей стране сложилась такая ситуация? В этом виноваты политики, читатели, писатели…?

Начать следует с того, что мы – в широком смысле – перестаем читать. Вернее, читаем, но блоги, сайты, твиттеры… Книга мало востребована, и ничего не делается для того, чтобы вернуть книге прежнее значение. Далее, в бедной стране не может быть богатого читателя, богатого издателя и, как следствие, обеспеченного писателя. Если, конечно, не говорить о редчайших единичных случаях…

Книжный бизнес требует внимания, уважения, профессионального подхода. К сожалению, мы еще только на пути к таким методам.      

Что нужно сделать, чтобы писательский труд достойно оценивался в нашей стране?

Для начала нужно пропагандировать культуру в целом. Воспитывать человека образованного. Да, мы понимаем, что быдлом гораздо проще управлять. Что наука, педагогика, литература, искусство не дают сиюминутных сверхприбылей, а значит, неинтересны для любителей распилить миллиардик-другой. Но страна, которая не вкладывается в свое будущее, обречена вечно жить в прошлом.

Кого из наших видных политиков мы видим на телеэкране с книгой в руках? Кого из влиятельных бизнесменов ­– на симфоническом концерте? Кого из звезд эстрады – на художественной выставке, а не в блеске очередного ток-шоу “Искрящиеся трусы”? Пока смеются над “ботаниками” и восхищаются горой мышц или тугим кошельком – чтение всегда в проигрыше.

В какие суммы, по Вашему мнению, должен оцениваться труд профессионального писателя, который посвятил литературе свою жизнь?

Вопрос сложный. Можно быть профессиональным писателем, работать всю жизнь, быть нищим – и уйти в забвение спустя год после смерти. Можно вообще не добиться признания публики и восторгов знатоков. Если мы не говорим о государственной поддержке, когда какие-то суммы выделяются из бюджета на поддержку литературы (правда, эти суммы быстро разойдутся по карманам чиновников) – то творчество оценивается не в конкретных денежных эквивалентах, а в значимости для культуры.

Что же до денег, то хотелось бы, чтобы писатель-профи не бедствовал. Чтобы имел возможность работать над очередной книгой, не задумываясь, как прокормить семью. Вот такие мы фантасты.

Предположим, что в нашем мире еще не изобрели печатных станков, и папируса тоже нет – любая книга создается в единственном экземпляре. Сколько бы тогда стоили Ваши романы – горсть драгоценных камней, целое состояние, полцарства?

Наши романы не имеют цены. Их стоимость – наша жизнь.

На заре литературной карьеры приходилось ли Вам одалживать деньги, чтобы издаться? Может быть, приходилось брать для этого кредиты? Как Вы вообще относитесь к кредитам?

Нет, кредитов не брали. Первые две книги – два маленьких покетбука – мы издали за свой счет, а потом даже ухитрились продать. Но это делалось не в долг. Ужимая семейные бюджеты, как-то сумели собрать толику деньжат.

Берете ли вы кредиты сейчас?

В целом, мы не пользуемся кредитами на данный момент. Но не из предубеждения или недоверия, а просто не сложилось. Ах да, на карточках открыт кредитный лимит. Впрочем, и к нему мы еще не прибегали.

Доверяете ли Вы нашим банкам?

В смысле банков Украины у нас есть как положительный, так и крайне негативный опыт. И зарабатывали, и теряли. Поэтому ответим так: пользуемся услугами давно, активно, но с большой осторожностью. Понимаем, что ситуация может внезапно повернуть не в ту сторону. И не только по финансовым, но и по политическим мотивам.

Вы успешные и известные писатели. Помогает ли это, когда Вы общаетесь с банками?

Иногда – да. Когда узнают – интересуются, идут навстречу. Но частенько бывает иначе: оформляешь в банке, к примеру, карточку, у тебя спрашивают: «Профессия?» Ты отвечаешь: «Писатель». Оператор пожимает плечами и спрашивает: «Можно, я напишу: «Временно не работает»? Так будет проще…».

Есть ли шансы у молодых авторов заработать себе на жизнь в Украине писательским трудом? Или в наших реалиях писательство можно рассматривать только как хобби?

Не думаем. Начинающий писатель в Украине вряд ли может рассчитывать на достойный заработок. Поначалу – хобби. Только если прозвучишь, станешь активно издаваться сперва здесь, а там и за границей (для начала хотя бы в России)… Но на это нужно время.

Homo homini lupus est (человек человеку волк), – говорил еще в третьем веке до н. э. драматург Тит. Справедливо ли это высказывание для писательского мира?

Волчьи отношения – это, скорее, политика и бизнес. Богема – литературная, да и любая тусовка в области искусства – ревнива, завистлива, вспыльчива, склонна к обидам по пустяковым поводам… Но это не похоже на поведение волчьей стаи. Так, издержки тонкой нервной организации. Удивительное дело, но среди писателей у нас есть друзья.

После какого романа Вы поняли, что можете зарабатывать на жизнь, занимаясь только любимым делом?

Это был не роман. Это был 1996-й год, когда нас вдруг начали активно издавать. Правда, перед этим мы почти шесть лет пробивались в печать без особого успеха. И вдруг, как говорят карточные игроки, попёрло.

А как развивались события дальше?

После этого были и всплески, и спады. Дефолт 98-го, когда издательства «встали», считай, на год, оставил нас без копейки. И сейчас, начиная с 2008-го, идет длительный спад – кризис сказывается везде, плюс общее падение книжного бизнеса. Что ж, как говорится в Библии, было семь тучных коров, потом – семь тощих, потом опять придут семь тучных… Короче, не унываем.

Когда тираж Ваших книг перешагнул первый миллион, изменилось ли Ваше отношение к деньгам?

Нет. Мы относимся к деньгам, как к инструменту, но не как к цели. У нас и потребности-то невелики. Автомобилей нет, дач – тоже… Надо владеть деньгами, но деньги не должны владеть тобой. Деньги нам нужны лишь для того, чтобы от них не зависеть.

На что бы Вы потратили деньги, если бы у Вас их было неограниченное количество?

В первую очередь – подарки близким людям. На то, в чем они нуждаются. А дальше – посмотрим.

Получали ли Вы когда-нибудь необычные “книжные” гонорары? Были ли связанные с ними курьезные случаи?

Была курьезная ситуация с получением гонорара из Польши, за издание нашей книги на польском языке. Звонят из банка, просят зайти. Приходим. Показывают приходный документ. Там все честь по чести: реквизиты банка, номера счетов, наши фамилии-имена, отправитель, суммы... Вот только в графе «Назначение платежа» стоит: “Otchlan Glodnych Oczu”. Оператор банка в недоумении: «Что это значит? И как я могу выдать деньги по трансферу с таким назначением?» Мы начинаем смеяться.

“Otchlan Glodnych Oczu” – это по-русски “Бездна Голодных глаз”. Название нашей книги, вышедшей в Польше. Вместо того, чтобы написать в “назначении платежа” “Авторский гонорар (или роялти) по договору такому-то...”, отправитель просто написал название книги, без всяких пояснений. Вот так наш гонорар чуть не канул в эту самую “Бездну...”! Ничего, разобрались, списались по сети с польскими издателями, те переоформили назначение платежа, и гонорар мы все-таки получили.

В сборнике “Смех Дракона” Вы, в частности, обыграли тему богатства – предательства. Ждать ли нам еще поучительных историй о деньгах, наподобие рассказа о Вульме Смехаче?  

В ближайшее время – нет. Сейчас мы работаем над совсем иной книгой, но на будущее зарекаться не станем. Вполне возможно, что когда-нибудь мы вернемся к этой теме, осветив ее под совершенно другим углом. Тема-то богатая – во всех смыслах...

Вы великолепно работаете с историческим материалом независимо от эпохи. Не было желания написать исторический приключенческий роман о купцах или банкирах? Стоит ли ожидать на книжных полках рядом с “Алюменом” и “Одиссеем”, к примеру, “Ганзейских историй”?

Тему купцов, банкиров, стряпчих – и денег, как таковых, в историко-мистическом антураже мы уже затрагивали. Есть у нас роман в новеллах “Песни Петера Сьлядека“, где действие происходит в Европе эпохи Ренессанса. Среди вошедших в роман новелл есть довольно большая повесть «Цена денег». Название говорит само за себя. Повесть, кстати, издавалась и в составе романа, и отдельно, в журнале “Если”. А напишем ли что-нибудь еще на сходную тему в историческом антураже – пока не знаем. В ближайших планах подобного нет, а там – поживем-увидим.

Тому, кто еще не знаком с Вашим творчеством, с какого романа посоветуете начать?

Нам часто задают этот вопрос. И мы всегда отвечаем одинаково: “Начинайте с той книги, которая первой подвернется вам под руку. Если не пойдет, попробуйте другую”. Нельзя советовать книгу, не зная вкусов, пристрастий читателя, его возраста, наконец. Поэтому положимся на судьбу. Мы пишем разные книги – и по стилистике, и по содержанию. Пробуйте, и найдете.

Над чем Вы работаете сейчас? Когда поклонникам ждать следующего шедевра от Мастеров?

Сейчас мы работаем над большим романом-трилогией “Дикари Ойкумены”. Это уже третий роман в эпическом цикле “Ойкумена”; впрочем, он вполне самостоятельный. Первая часть вышла в свет летом под названием “Волчонок”. Вторую мы недавно закончили, она будет издана в конце ноября. Третью пишем помаленьку, выходя на кульминацию.

О чем эта книга?

Это книга о приказах и подчинении. О рабах и хозяевах, зависящих друг от друга в равной мере. О войнах, корни которых уходят даже не в экономику – в физиологию. О планетных системах, чье солнце бьется, как сердце. И, разумеется, это книга о людях, как бы они сами себя ни называли.

Что еще выйдет у Вас в ближайшее время?

Еще у нас в октябре выходит довольно необычная книга, написанная в соавторстве с нашим другом и коллегой Андреем Валентиновым. Она называется “Крепость души моей”. Это цикл из трех повестей, трех историй, где сталкиваются две реальности: нынешняя и ветхозаветная. Мистика? Нет, конфликт двух систем ценностей, двух взглядов на человеческую жизнь. Новые истории Иова, Иакова, Ковчега Завета, пылающего Содома – здесь и сейчас.

Опубликовано на сайте: 30.08.2013

Автор: Николай Немкович

Источник: http://www.prostobank.ua/

Тема дня

Ставки по кредитным картам снижаются, а функционал карточек растет

В конце весны текущего года ставки по кредитным картам снизились более чем на 10 п.п., количество банков – эмитентов сократилось на два учреждения, а оставшиеся игроки ищут новые способы борьбы за платежеспособного клиента.

Видео дня


Рекомендуем