Perpetuum mobile страхового агента 21.02.2008

Украинцы считают образ страхового агента негативным, но именно такие люди двигают рынок страхования жизни, как выяснил «Простобанк Консалтинг».

Perpetuum mobile страхового агента

Среди украинцев сложился негативный образ страхового агента – навязчивой персоны, пытающейся убедить собеседника вложить деньги в дорогостоящее и подчас непонятное страхование. Между тем, львиная доля ведущих менеджеров высшего эшелона современных финансовых компаний страны выросла именно из шинели страхового агента. С карьеры страхового консультанта начинал свою трудовую биографию основатель компании «General Motors» Уильям Дюрант, а самый душевный персонаж советского кинематографа – незабываемый Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского, по легенде, служил агентом Госстраха.

Более того – движущей силой одного из самых перспективных финансовых секторов, а именно, рынка страхования жизни, в настоящий момент являются страховые агенты.

Накопительное страхование жизни

Напомним, что страхование жизни («лайфовое» страхование) – это система страхования, в которой объектом договорных отношений выступает жизнь и здоровье (утрата трудоспособности) застрахованного. Страховое возмещение выплачивается страхователю – в случае дожития до конца действия полиса или при получении им инвалидности, или выгодоприобретателю (указанному в договоре наследнику) – в случае смерти застрахованного. При этом страховая сумма может выплачиваться как целиком, так и пропорциональными частями, в виде пожизненного обеспечения.

Договора страхования жизни заключаются на срок от 10 лет, страховые платежи вносятся клиентом не реже, чем раз в год. В СССР накопительным страхованием жизни занимался государственный монополист – Госстрах. В 1991 году, при развале СССР, средства Госстраха были выведены за рубеж, и миллионы страхователей ( к началу 90-х полиса Госстраха имела треть населения Украины) оказались обманутыми. Из-за этого страхование жизни утратило доверие потенциальных клиентов, которые не решаются испытывать судьбу повторно.

Но в развитых странах именно накопительное страхование считается одним из локомотивов финансового благосостояния граждан, а первой страховкой для большинства жителей Европы является именно полис страхования жизни.

Страховые агенты

В отечественных реалиях продавать страхование жизни оказывается не так просто. Основными каналами продаж пока что являются банки (которые требуют добровольно-принудительного страхования жизни заемщика), корпоративные каналы и агентские сети.

«Страхование жизни в Украине – это достаточно высокая материя, к тому же, население еще не чувствует необходимости в этом виде капиталовложений. Если в Европе клиент сам приходит в лайфовую компанию и покупает полис, то в Украине это редкость, и решающую роль в продаже страхования жизни играют страховые агенты – те, кто не только продают полисы, но и доносят до украинцев информацию о страховании жизни», - рассказывает национальный менеджер GRAWE Group в Украине Роман Денис.

Главным недостатком страховых агентов критики считают неудовлетворительное качество предоставляемых услуг. «Единственное преимущество сетевого маркетинга – выявление лидеров. Но одно дело использовать эту систему в продажах технологических новшеств или косметики, и совсем другое – в страховании», - говорит директор компании «Страховой брокер «Дедал» Ибрагим Габидулин.

Однако страховые агенты без определенного авторитета в обществе вряд ли смогут убедить кого-либо заключить договор со страховщиком сроком на 10 лет, с минимальной годовой премией в 500-700 долларов. «Молодой мальчик или девочка со студенческой скамьи, как правило, не могут продавать полис страхования жизни. Клиент относится к этому страхованию с опаской, и первый вопрос, который он задает страховому агенту: «Что квалифицирует тебя говорить со мной на эту тему – на тему жизни и смерти?» Человек, у которого нет ничего за душой и это видно, не сможет убедить другого человека купить лайфовый полис», - отмечает г-н Денис.

Качества страхового агента

По словам эксперта, страховой агент должен обладать рядом качеств. В первую очередь, надо обладать харизмой и жизненным опытом, иметь вес в обществе. Человек должен иметь респектабельный внешний вид. Если полис КАСКО или ОСАГО страхователь может купить у продавца без красивого костюма с изящным галстуком, то при продаже полиса страхования жизни клиент сначала оценивает продавца, спрашивая: «Чего ты достиг в своей жизни?», «Кто ты такой, чтобы предлагать мне это?»

Страховой агент должен ориентироваться не только в страховании, но и в цифрах, и в экономике. «Клиенты задают самые невероятные вопросы, и если агент встречается с клиентом, который подкован в экономике или юриспруденции, можно ожидать вопросов соответствующего уровня», - дополняет Роман Денис.

Еще одно важное качество страхового агента – целеустремленность. Теория говорит о том, что первые попытки продать полис страхования жизни будут неудачными. Начинающий агент может провести 5, 10 встреч, которые будут безрезультатными, и только потом наступит время, когда агент станет настоящим продавцом и консультантом в страховании жизни. Люди, которые после третей неудачи сдаются, не становятся страховыми агентами.

Как ими становятся

Начинающим страховым агентам рекомендуют составить список всех людей, которых они знают, и классифицировать их по степени близости – родственники, близкие друзья, друзья, знакомые, сослуживцы и т.д. Затем у страхового агента спрашивают: «Кому из них ты предложишь купить полис сначала?». Практически все молодые агенты называют близких друзей или родственников, но на самом деле идти следует к тем людям, про которых страховой агент думает: «Этот человек ни за что не застрахуется, он никогда не купит у меня полис страхования жизни». Потому что отказ такого человека не будет для новичка слишком большим разочарованием, а вот когда люди, от которых никто не ожидал покупки полиса лайфа, вдруг начинают страховаться, уверенность в себе как профессионале.

Тем, кому предлагают карьеру страхового агента, в первую очередь, рекомендуют убедиться, что страховая компания (СК), чьи страховки вы будете предлагать людям, на самом деле зарегистрирована в Украине (ведь крупные финансовые аферы на территории СНГ в последнее время связаны с массовой продажей страховок несуществующих компаний, и став агентом такой компании человек автоматически становится соучастником массового надувательства). Сделать это можно через сайт регулятора страхового рынка – Государственной комиссии регулирования рынков финансовых услуг, в рубрике Государственный реестр финансовых учреждений: http://www.dfp.gov.ua/806.html. На сегодняшний день на лайфовом рынке работают порядка 40 СК, лидерами являются компании «АЛІКО АІГ Життя», «Граве Украина», «Дженерали Гарант страхование жизни», «ТАС», «АСКА Жизнь» и другие.

Мифы лайфового страхования

Отметим, что один из мифов страхования гласит, что «агентские и брокерские компании, работающие по страхованию жизни, предлагают карьеру консультанта каждому клиенту». Однако в любой СК существует система отбора потенциальных консультантов. Ведь компания тратит на будущих продавцов свои средства: обучает их, возит на семинары, вкладывает в них время и деньги, делится с ними опытом. Обучать каждого клиента компании просто нецелесообразно. Чтобы получить доступ на первый семинар для руководителей, организуемый компанией, консультант должен показать, на что он способен, продать какое-то количество полисов самостоятельно, и после этого, в зависимости от его результатов, компания начинает обучать человека и стимулировать его развитие как руководителя структуры.

Еще один миф лайфового рынка гласит, что полис покупает не тот клиент, который хочет застраховаться, а тот, который хочет заниматься бизнесом. «Консультантами пытаются стать, по моим оценкам, 40-50% клиентов, - подмечает Роман Денис. - Мотивация будущего страхового агента всегда комбинирована. Покупая страховой полис, он должен осознавать важность страхования жизни». Ведь тот, кто не верит в страхование жизни и видит в полисе просто проходной билет к карьере страхового агента, никогда не сможет убедить другого в важности этого капиталовложения и не станет компетентным продавцом.


Срочно нужны деньги?