АвтоКАСКО в 2009 году покупали на 33% меньше 12.2009

Лидером по темпам падения за девять месяцев 2009 года среди видов страхования стало автоКАСКО. По информации регулятора, объемы сборов по этому виду уменьшились сразу на 33,4% — до 2,9 млрд гривен. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года портфель СК по автокаско составлял 4,35 млрд гривен. При этом доля страхования автотранспорта в общем портфеле украинских СК сократилась до 20%: в докризисный период она достигала 30–40% общего объема премий.

"Главная причина этого явления — снижение новых автопродаж в четыре раза, а также сокращение реализации кредитных авто. Доля последних в общем объеме упала с 70% в 2008 году до 5–8% от общих продаж в 2009-м", — сообщил директор по продажам СК "Наста" Павел Конев.

Компании не только лишились клиентов, которых им раньше поставляли банкиры, но и столкнулись с новой неприятностью. Заемщики, получавшие кредиты в докризисные времена, теперь все чаще отказываются от пролонгации договоров. "Ситуация в сегменте страхования залоговых авто стабильно ухудшается. Платежеспособность физлиц падает, и многие заемщики отказываются оплачивать полисы каско даже в тех случаях, когда речь идет о рассроченных ежеквартальных платежах", — рассказал директор СО "Ильичевское" Юрий Гришан.

Хотя бы отчасти восстановить продажи автокаско компании пытаются за счет новых, более дешевых программ. К примеру, многие СК предложили клиентам договоры автокаско с 25%-ной скидкой при условии, что за первые девять месяцев действия полиса не произойдет ни одного страхового события. Еще один популярный антикризисный продукт, который зачастую предлагается с 50%-ной скидкой, — это покрытие, предусматривающее только катастрофические риски, пишет "Деловая Столица".

По прогнозам экспертов, процесс коррекции тарифной политики продолжится и в будущем году. Больше всего могут подорожать такие виды, как автокаско, медстрахование, страхование имущества и "автогражданка". Если Госфинуслуг примет соответствующее решение, базовый платеж по обязательному страхованию ответственности автовладельцев вырастет на 30%. Лучше не станет Страховщики убеждены, что в четвертом квартале 2009 года темпы падения рынка, даже несмотря на низкую сравнительную базу, могут ускориться. "По нашим оценкам, сокращение рынка в текущем году в сравнении с прошлым составит 20–25%", — сообщил председатель правления СГ "ТАС" Дмитрий Грицута. В ближайшие месяцы может увеличиться и количество проблемных СК. Причина — вступление в силу нормативных документов Госфинуслуг, устанавливающих более жесткие требования к формированию и размещению резервов рисковых компаний, их платежеспособности и т. д.

"У ряда страховщиков могут возникнуть сложности из-за вступления в силу новых требований относительно стоимости чистых активов. Компаниям снова придется просить деньги у акционеров, в противном случае многие лицензии будут приостановлены", — прогнозирует Юрий Гришан.

В числе пострадавших могут оказаться не только небольшие СК, но и лидеры рынка. "Как минимум у трех компаний из первой пятерки, фигурирующих в рейтингах, могут возникнуть колоссальные проблемы после подведения финансовых результатов по итогам 2009 года. Их дальнейшая судьба будет зависеть от решений акционеров: согласятся ли они и в будущем году терпеть убытки или предпримут жесткие меры", — отметил директор по страхованию ООО "Рэндл Консалтинг" Ярослав Кырылив.