Пять финансовых тонкостей пользования услугами украинских поездов (Блог)

Вот уже пятый год я активно пользуюсь услугами "Укрзалізниці". За этот период я прошла все этапы: от длинных очередей – до невозможности поехать домой из-за отсутствия билетов. В процессе пришлось изучить массу тонкостей – подчас, совсем неожиданных.

Например, если покупать билет по студенческому, то на разные поезда дают различный процент скидки (всегда меньше 50%). Поэтому, даже если вы знаете полную стоимость билета, вы не сможете заранее вычислить его стоимость по студенческому. О тонкостях, знание которых может помочь тем, кто путешествует поездами, я и расскажу в своем блоге.

Тонкость первая. Покупать билеты лучше за 45 дней до поездки

Первая важная деталь для тех, кто заранее знает дату поездки, заключается в следующем. Почти все знают, что билеты появляются в продаже за 45 дней до даты отправления поезда. Однако не все знают, что покупать стоит уже в первый день, когда билеты доступны. Допустим, вам нужно купить билет на 5 марта из Киева до Львова – лучше покупайть его уже 25 января, как только откроется продажа, то есть за 45 дней до даты отправления. Дело в том, что после того, как «Укрзалізниця» сделала возможным покупку билетов без документов, свою работу активизировали так называемые «перекупщики» и туристические агентства. Они в первые дни открытия продажи скупают билеты на самые популярные места и на наиболее популярные даты (праздничные, выходные дни). Именно поэтому чтобы не остаться без билета, лучше покупать его как можно раньше. Еще одно загадочное явление – это то, что встречаются кассиры, которые утверждают, что ни одного места ни на один поезд в нужном вам направлении на нужное число нет. Самое загадочное при этом то, что в соседней кассе таких мест оказываются чуть ли не десятки – на каждый поезд. Не будем здесь обсуждать особенности работы кассиров, просто отметим – иногда стоит узнавать наличие мест на поезде заранее.

Тонкость вторая. Способов узнать наличие мест в поезде – несколько

Актуальную информацию о поездах и наличии мест можно получить на сайте е‑kvitok (необходимо сначала зарегистрироваться). Очень удобно: указывая дату и место отправления и прибытия, можно получить информацию обо всех курсирующих поездах, свободных местах с разбивкой по плацкартным, купейным и люксам и указанными ценами. Дополнительную информацию о заказе билетов через этот сайт можно прочитать в статье моего коллеги «Билеты на поезд, сидя на диване: покупаем онлайн в 2010 году». К сожалению, для студентов и других льготников эта услуга невыгодна, ведь через сайт можно заказать билеты только по полной стоимости, и не предоставляется скидка, как в кассах. Поэтому лично я этой услугой не пользовалась.

Второй, менее информативный способ: на сайте «Укрзалізниці» можно найти информацию о расписании движения пассажирских поездов и электропоездов повышенного комфорта. А информацию об имеющихся местах можно получить во вкладыше Наличие мест по станции Киев-Пассажирский без регистрации. Минусы – информация о наличии мест только со станции Киев-Пассажирский и только на дату сегодня – завтра. Более того, наличие мест указывается в целом на поезд, а не отдельно по всем станциям (другими словами, если я хочу ехать во Львов поездом сообщением Киев-Ивано-Франковск, то неизвестно, свободные места есть во Львов или только в Ивано-Франковск).

Третий способ – получение информации непосредственно в кассах «Укрзалізниці». Минус – можно выстоять в длинной очереди, а билет так и не купить. Перечень железнодорожных касс можно посмотреть здесь (всего 73 железнодорожные кассы в Киеве). Однако, покупая билет в железнодорожной кассе, придется заплатить дополнительную комиссию в размере 10 грн за 1 билет.

Тонкость третья. Если нет билета в пункт назначения, покупаем билет до станции дальше по следованию

Чаще всего я встречаюсь с проблемой отсутствия билетов во Львов, особенно, когда надо отправиться в пятницу вечером из Киева, а обратно из Львова – вечером в воскресенье. В таком случае можно попробовать взять билет до станции дальше по следованию. К примеру, если из Киева во Львов нет билетов, то можно купить билет до Ивано-Франковска на поезд, который останавливается во Львове (в моем случае это поезда № 137, 043, 144). Конечно, приходится переплатить от 10 до 14 грн. (по студенческому немножко меньше). Зато вы попадете в нужный вам город в нужный срок. При посадке в поезд желательно предупредить проводника о том, что вы будете выходить на несколько станций раньше, и узнать время прибытия к нужной станции (так, как в вашем билете указано время прибытия на конечную или иную станцию). Это нужно для перестраховки, чтобы не проспать нужную остановку.

Тонкость четвертая. Догонять поезд нужно с телеграммой

Проблематичным для меня является покупка билета в обратном направлении. В моем случае, если нет билетов из Львова в Киев, я покупаю билет на поезд Трускавец-Киев или Ивано-Франковск-Киев, или другие поезда, проходящие через Львов, опять же переплачивая стоимость билета. Но, как оказалось, если у вас билет сообщением Ивано-Франковск-Киев, то просто подсесть во Львове не получится. Дело в том, что проводник требует показать вместе с билетом копию телеграммы о посадке на другой станции.

Поэтому если вы совершаете посадку на другой станции, то за 2 дня до отправления поезда и не позднее, чем за 2 часа от указанного в купленном билете необходимо подойти к дежурному по вокзалу, чтобы он написал текст телеграммы о посадке пассажира на другой станции.

По своему опыту могу сказать, что стандартного текста телеграммы не существует, и дежурный довольно долго выписывает эту телеграмму от руки. Затем направляет вас с этой телеграммой и ее копией к работнику телеграфа, который бесплатно отправляет ее. Сотрудник телеграфа оставляет вам одну копию, которую необходимо показать проводнику при посадке. На киевском вокзале дежурного можно найти в здании Южного вокзала, а телеграф – в здении Центрального, на 2 этаже.

Еще один вариант, менее приятный: при отсутствии билетов во время отправления поезда можно заплатить проводнику стоимость билета плюс «дополнительную плату». Минус – не только переплата, но и то, что не каждый проводник захочет взять вас «зайчиком».

Тонкость пятая. Возвращаем билет с минимальными потерями

Со мной неоднократно случались ситуации, когда билеты уже куплены, а из-за непредсказуемых обстоятельств дата поездки переносилась. В этом случае возможны два варианта, знание которых поможет вам сэкономить:

  1. предположим у вас куплен билет на 25 февраля, а вам нужно поехать 20 февраля, то есть быстрее. В таком случае билет лучше не сдавать и не покупать новый, ведь можно потерять большую часть стоимости билета. Экономнее будет подойти в день вашей поездки (20 февраля) в кассу продажи и заменить тот билет на 25 февраля на новый, заплатив при этом дополнительную комиссию около 10 грн (если вы меняете на дешевый поезд, разницу вам вернут; если покупаете дорогой билет – разницу доплачиваете);
  2. если купленный билет на 25 февраля, а вам нужно поехать позже, допустим, 27 февраля, то в этом случае придется сдать билет и купить новый.

Существует градация комиссии и возвращенной суммы в зависимости от срока сдачи билета (в любом случае взимается комиссионный сбор в размере 8 грн).

Если пассажир отказался от поездки по личным причинам в срок:

  • не менее чем за 24 часа до отправления поезда, то ему выплачивается полная стоимость билета и плацкарта (на примере стоимости студенческого билета в 45,91 грн. – выплата = 45,91 грн - 8 грн = 35,91 грн; потеря = 8 грн);
  • от 24 до 6 часов до отправления поезда, то ему выплачивается полная стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарта (выплата = 0,5*18,85 + 12,5 + 6,27 +0,29 = 28,49 грн; потеря = 17,42 грн);
  • менее чем за 6 часов до отправления поезда, но не более чем через 3 часа после его отправления - выплачивается только стоимость билета, а стоимость плацкарта не выплачивается (выплата = 12,5 + 6,27 + 0,29 = 19,06 грн; потеря = 26,85 грн).

Чтобы понять, сколько вам вернут в случае сдачи билета, посмотрите на его оборотную сторону: плацкарт в билете отмечен "ТАР" - тариф; а стоимость билета – это стоимость дополнительных услуг (страховой сбор, комиссионный сбор, стоимость доп. услуг, постельное белье, НДС).

Для примеров выше я взяла билета из Киева до Львова для студента – 45,91 грн. В билете указано 45,91 ГРН = ТАР. 18,85 + УСЛ. 12,50 + НДС. 6,27 + СТР. 0,29 + КСБ. 8,00.

Надеюсь, что изложенный материал поможет тем, кто путешествует поездами. Счастливого пути и хороших попутчиков!

Не пропустите новые статьи!



Заказать онлайн

Кредит под залог

Кредитную карту

Кредит онлайн под 0%

Депозит с бонусом

Кредит наличными

Кредит на карту





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!