Есть ли жизнь после кредита МВФ: какие изменения ждут украинцев

Иллюстрация Фото Анна Наконечная/Forbes

Prosto апокалиптическую картину рисуют некоторые СМИ, описывая реформы, которые должно провести украинское правительство для получения кредита МВФ: коммунальные услуги подорожают вдвое, зарплаты и пенсии уменьшат, а бюджетников сократят. Так ли это на самом деле, и каких изменений требует Международный Валютный Фонд от Украины, на каких условиях МВФ предоставляет кредиты, узнавал Prostobank.ua

Многочисленные публикации в СМИ пугают украинцев страшными требованиями МВФ: отмена льгот, снижение минимальной зарплаты и зарплат для госслужащих, повышение цен на газ и коммунальные услуги, ограничение упрощенной системы налогообложения якобы ждут украинских граждан уже в ближайшие месяцы. Однако при более детальном изучении оказывается, что требования Международного Валютного Фонда имеют с этим списком мало общего.

Чего требуют

Основные требования МВФ сводятся к балансированию бюджета (приведению расходов в соответствие с доходами), стабилизации финансового сектора и улучшению бизнес-климата.

Чаще всего говорят о «планке» бюджетного дефицита для Украины в 3% от ВВП. Такая цифра фигурирует в Маастрихтских критериях, по которым определяется готовность страны к вступлению в Еврозону, так что теоретически, с учетом текущей финансовой ситуации для Украины это требование могут смягчить.

К слову, по подсчетам правительства, в 2014 году украинскому бюджету – с учетом завышения доходов в изначальной версии бюджета, наперед уплаченных налогов, покрытия дефицита Пенсионного фонда, девальвации – не хватает почти 290 миллиардов гривен или около 19% от прогнозируемого на 2014 год размера ВВП (1524 миллиарда гривен).

С балансированием бюджета напрямую связано еще одно требование – реформа энергетической отрасли, направленная на ликвидацию дефицита НАК «Нафтогаз Украины». Он стремительно растет с 2012 года и в 2014 году, по расчетам  МВФ, составит 48 миллиардов гривен (3% ВВП) при сохранении Харьковских соглашений и 56,25 миллиарда гривен (3,7% ВВП) в случае их расторжения. Как видим, один Нафтогаз, по сути, «использует» всю отведенную украинскому бюджету квоту на бюджетный дефицит. Кроме того, он же обладает наибольшим среди государственных предприятий долгом в 85 миллиардов гривен.

Кроме того, украинская экономика – наиболее зависима от энергоресурсов среди стран-соседей. По данным  Мирового Банка за 2013 год на 1000 долларов ВВП в Украине затрачивается 435 кг нефтяного эквивалента. А это втрое больше, чем в Польше и Литве, вдвое больше чем в Болгарии. И на четверть больше, чем в России – при том, что она обладает собственными энергоресурсами. Так что пункт о реформировании энергетической отрасли можно считать едва ли не ключевым в требованиях МВФ.

В отношении финансового сектора МВФ требовал от Украины перейти на плавающий валютный курс, что уже произошло. Такое решение, во-первых, останавливает расходование золотовалютных резервов НБУ на поддержание курса – резервы НБУ с 2012 года сократились более чем вдвое и на март-2014 составили 15,5 миллиарда долларов, а это примерно половина от фискального разрыва бюджета на 2014 год.

Во-вторых, плавающий курс и девальвация гривны закономерно приведут к сокращению импорта из-за подорожания импортных товаров, и это должно помочь Украине сократить дефицит внешнеторгового баланса (разница между импортом и экспортом). А он по данным Госкомстата за 2013 год составил 8,5 миллиарда долларов.

Как будем выполнять

Однако требования МВФ сами по себе не определяют способы их выполнения. То есть фактически, правительство само вправе решать, каким образом оно достигнет уменьшения бюджетного дефицита до 3% ВВП: через сокращение расходов, рост доходов или увеличение ВВП. Другой вопрос, какой из этих способов в настоящей ситуации наиболее реален. Очевидно, что «вырастить» ВВП в 6 раз за 1-2 года невозможно, как и найти новый источник доходов почти в 300 миллиардов гривен. Потому украинскому правительству придется совмещать понемногу из этих трех путей, а МВФ, в свою очередь, предоставил рекомендации на этот счет. Они касаются следующего:

  • отмена или ограничение льгот и пособий для определенных групп граждан;
  • повышение цены на газ для коммунальных предприятий и населения;
  • ограничение роста минимальной заработной платы;
  • сокращение расходов на государственный аппарат.

Подробнее о том, как реализация этих рекомендаций может выглядеть на практике, читайте в следующем материале на Prostobank.ua.

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Prostobank.ua - Личные финансы

Prostobankir.com.ua - Банковские новости

Партнеры

Prostopravo.com.ua - Новости права

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!