Подбор кредитов:
Недооцененные, но перспективные: инвестиции в отечественную живопись-3 19.04.2013
Prosto о такой сложной теме как выбор объекта для инвестирования среди полотен украинских художников, а также о скрытых опасностях, поджидающих новичков, разбирался Prostobank.ua.
Выбираем объект для инвестирования
Ключевое слово украинского рынка живописи – маркетинг. На самом деле в Украине почти не имеет значения, насколько талантлив художник. Практически всё решает грамотная раскрутка, которую проводят по тем же схемам, что и раскрутка брендов.
Галеристы приводят примеры success-stories, когда работы, стоившие 100-200 долларов, после планомерной раскрутки и ежегодных вливаний в рекламу по 100 тысяч на протяжении нескольких лет подскочили в цене до 30 тысячи долларов. Впрочем, называть конкретные имена специалисты по понятным причинам отказываются.
Поэтому при выборе объекта для арт-инвестиций в украинских реалиях следует в первую очередь обращать внимание на то, продаются ли работы художника на аукционах; появляются ли его картины регулярно на ведущих украинских выставках, например, в “Мистецьком Арсенале”; занимаются ли его продвижением какие-то конкретные галереи; с кем сотрудничает художник.
К счастью для инвестора, выбор отечественных художников, чьи работы уже апробированы на арт-рынке и, по мнению галеристов, будут расти в цене в ближайшие десять лет, весьма богат. Это и дочка Анатолия Криволапа – Анна Криволап, и эмигрировавший, но весьма известный на Западе Олег Радван, и стабильно продающийся на западных аукционах Олег Тистол, и молодой и “набирающий обороты” Илья Пруненко. Не стоит забывать и о художниках, имеющих стабильный коммерческий успех в Украине: Владимире Грубнике, Наталии Заболоцкой, Геннадие Кириченко, Андрее Гуке, Владимире Пивне, Владимире Преображенском, Владиславе Метёлкине и Николае Луговенко.
Для желающих оперативно посмотреть рейтинг украинских художников on-line, запущен соответствующий сервис на сайте продюсерского центра Бойко.
Самый простой и удобный способ найти выбранное вами полотно – узнать, в какой галерее выставляется художник. Так, по состоянию на начало апреля-2013 работы Олега Тистола можно было приобрести в Dymchuk Gallery, Олега Радвана – в Арт-центре Якова Гретера, Николая Луговенко, Владимира Грубника, Владислава Метёлкина и Владимира Пивня – в галерее “Глобус”.
Кроме вышеперечисленных, на отечественном арт-рынке можно найти и признанных художников европейского уровня. Как правило, таким авторам просто живопись как вид бизнеса не интересна, поэтому их работы придется еще поискать. Так, например, Валерий Франчук и Андрей Кулагин вместо просчета выверенной маркетинговой стратегии предпочитают возрождать на Украине пастельную живопись.
Наконец, существует ряд талантливых художников, работы которых по тем или иным причинам до сих пор стоят менее тысячи долларов. Среди них можно назвать Сергея Якутовича, Василия Гурина, Алексея Антонова, Эдуарда Базилянского и Василия Забашту.
В целом же, выбор объекта инвестирования зависит сугубо от ваших целей и финансовых возможностей. Если приоритетом является высокая рентабельность в относительно небольшие сроки, то можно прислушаться к галеристам и арт-менеджерам – они помогут подобрать работы в подходящем для вас ценовом диапазоне от нескольких тысяч долларов до бесконечности.
Если же целью является покупка недорогой картины, которая будет неспешно расти в цене с годами, и не потеряет свою актуальность ни через 50, ни через 100 лет – то необходим хотя бы минимальный уровень арт-грамотности и здесь можно полагаться только на собственное чувство прекрасного.
Конечно, можно купить и полотно неизвестного художника, приглянувшееся вам на улице. Но рентабельность такой инвестиции будет мизерной и негарантированной. Правда, лет через пятьдесят можно будет продать такую картину как антиквариат.
Подводные рифы отечественного арт-рынка
Прежде всего, следует знать, что отечественный рынок живописи забит подделками. Причем, сами галеристы говорят, что так было и будет всегда. “Это не проблема Украины, и не проблема современного мира. Так было со времен древнего Египта. Сколько существует цивилизация и существуют деньги – столько будут существовать подделки. Есть фальшивые деньги, есть фальшивые произведения искусства – и это нормально”, – комментирует сложившуюся ситуацию Николай Павлович, директор галереи “НЮ АРТ”.
Более того, отечественные антиквары зачастую с гордостью отзываются об украинских мастерах подделок, приводя в пример историю времен имперской России, когда одесский мастер подделал тиару, которая сейчас выставляется в Лувре, как оригинальная. “В этом деле нашим ребятам нет равных в мире – у нас история столетняя в этом деле”, – подтверждает Николай Павлович.
Так что начинающему игроку на арт-рынке стоит помнить, что как только художник становится коммерчески успешным – его начинают подделывать. Впрочем, если автор картины жив, всегда есть возможность установить личный контакт и узнать, чьей кисти принадлежит картина на самом деле. Поэтому картины следует покупать либо в мастерской непосредственно у автора, либо в галереях, но с соответствующими сертификатами. Тогда в случае выяснения, что это подделка, будет возможность потребовать компенсацию.
Кроме того, начинающему арт-инвестору следует быть готовым к тому, что изнутри украинский рынок живописи далеко не прозрачен, а большие объёмы “достоверной” информации, даже полученной от представителей галерей, придется перепроверять самостоятельно, рискуя в случае ошибки потерять вполне реальные деньги.
“Не стоит верить всему, что вы видите и слышите. Существует очень много подводных течений, которые человек непосвященный может воспринять за чистую монету. У нас рынок полулегальный, а многие продажи совершаются для того, чтобы поддержать имидж. Берется работа, выставляется на аукцион через подставное лицо и через подставное лицо покупается. Теряются только проценты за комиссионные. Но зато есть сертификат о продаже за большие деньги. То есть работа была продана за сто тысяч, за двести, а на самом деле она стоит двадцать. Также очень многие громкие продажи были совершены для того, чтобы уйти от уплаты налогов” – предупреждают новичков собеседники, которые предпочли сохранить инкогнито.
Впрочем, в отличие от игры на фондовом рынке или торговли недвижимостью, арт-инвестиции приносят не только деньги, но и эстетическое удовольствие. “Не стоит рассматривать современное искусство только как поле для инвестиций. Можно начинать с того, что нравится, к чему у вас симпатия: найти точку пересечения с художником и его работами, и уже после этого смотреть в каком-то ценовом диапазоне или выбрать нескольких художников, которые вам нравятся по тем или иным причинам”, – советует Екатерина Филюк, директор Dymchuk Gallery.
Некоторые киевские арт-институции, где по исследованию компании «Простобанк Консалтинг» в течение 2013 года можно будет приобрести картины инвестиционно привлекательных украинских художников:
Арт-институция | Адрес | Контакты | Художники |
---|---|---|---|
Dymchuk Gallery | ул. Ярославская, 21 | 379-12-70/74 | Олег Тистол |
Арт-центр "Мистецький коридор" | ул. Борщаговская, 154 | (066)172-44-64 | Андрей Кулагин |
Арт-центр Якова Гретера | ул. Вадима Гетьмана, 6 | 200-07-60 | Олег Радван, Анна Криволап |
Галерея "Арткапитал" | ул. Боричев Ток, 30 | 531-42-79 | Андрей Кулагин |
Галерея "Глобус" | Площадь Независимости, ТЦ "Глобус", 3-я Линия | 451-73-03 | Николай Луговенко, Владимир Грубник, Владислав Метёлкин, Владимир Пивень |
Галерея "Митець" | ул. Красноармейская, 12 | 234-40-06 | Василий Забашта |
Национальный музей Тараса Шевченка | бул. Тараса Шевченко, 12 | 234-25-56 | Валерий Франчук |
Обновлено: 19.04.2013
Автор: Николай Немкович