Инвестиции в картины: секреты игры на мировом рынке живописи

Prosto звучит заманчиво – вступить в элитный клуб коллекционеров живописи и зарабатывать 400% в год, пока картина висит у вас дома, подчеркивая статус владельца. Для человека непосвященного в тонкости арт-инвестиций успех кажется очевидным: купить сегодня, подождать пару лет, продать подороже. Но на самом деле новичков поджидает множество подводных рифов. В чем особенности рынка художественного искусства, разбирался Prostobank.ua

“Розовые очки” арт-инвестирования: престиж, рентабельность, успех

Профессиональный инвестор может задаться вопросом: зачем мне вкладывать деньги в живопись? Современный мир предлагает огромный выбор: депозиты, акции, валюта, драгоценные металлы, недвижимость и т.д. Первое преимущество арт-инвестиций – отсутствие прямой привязки к мировой финансовой системе. Цены на картины не падают вместе с индексом Доу-Джонса, а галереи не закрываются, когда рушится банковская система. Более того, когда мировую экономику “лихорадит”, цены на произведения искусства и драгметаллы получают дополнительный импульс к росту.   

Второе преимущество арт-инвестиций – это самая обыкновенная чистая прибыль. Ни один инструмент инвестирования не может соперничать с картинами по доходности.

Например, доходность вложений средств в картину Энди Уорхолла “Лимонная Мэрилин” составила 250 тысяч процентов реальных годовых за 45 лет. В 1962 году американский коллекционер приобрёл эту картину за 250 долларов, а в 2007 продал на аукционе за 28 миллионов долларов. А рентабельность инвестиций в картину Пабло Пикассо “Мальчик с трубкой” составила порядка 6,5 тысяч процентов реальных годовых. Американский посол в Англии Джон Уитни приобрел её в 1950 году за 30 тысяч долларов, а в 2004 году она была продана за 104,2 миллиона долларов.

Но и эти цены не являются пределом. Любое большое полотно Рембрандта, Леонардо да Винчи или Рубенса, выставленное на торги, легко бы перебило эти рекорды. Но они являются национальным достоянием и продаже не подлежат. 

Третье преимущество вложений средств в картины – это практически бесконечный горизонт инвестирования. Большинство людей выбирают депозитные программы сроком от нескольких месяцев до пары лет; инвесторы подразумевают под долгосрочными инвестициями проекты на 5–20 лет. Причина подобного поведения проста – полная неопределенность в будущем.  Мы не можем предсказать, какой будет политический строй в США в ХХІІ веке, или когда исчезнет потребность в нефти – через 50 или через 100 лет. Но если оглянуться назад, то мы увидим два беспроигрышных инструмента инвестирования, которые не потеряют ценность и через тысячу лет: технологии и искусство. Разумеется, в краткосрочной перспективе во время войн/экологических катастроф и т.д. – на первое место выходят вопросы как выжить. Но потом все возвращается на круги своя.

И последний аргумент в пользу инвестиций в живопись – соображения престижа. Возможно, именно они были основной причиной, по которой семья эмира Катара согласилась выложить на закрытых торгах 250 миллионов долларов за картину “Игроки в карты” Поля Сезанна.

Рынок живописи ограничен продажей нескольких шедевров в год. Безумцев, которые бы выставили одновременно собрание Винсента ван Гога и Френсиса Бэкона, тем самым обрушив цены, – нет. А количество миллионеров, желающих приобщиться к элите через покупку картин или новых азиатских музеев, планирующих получить статус “мировой Мекки искусства”, всё больше и больше. Цены растут, и это устраивает всех: искусствоведов и галеристов, аукционистов и коллекционеров, и, конечно же, самих художников.

Обратная сторона медали: ошибки, провалы, подделки

Посмотрев главный художественный индекс мира – Mei Moses All Art, который отображает колебания цен на живопись, продаваемую на аукционах в Лондоне и Нью-Йорке, инвестор увидит весьма оптимистичные цифры. По данным Financial Times и компании “Финмаркет” за прошедшие десять лет прибыльность инвестиций в живопись в среднем в шесть раз превышала эффективность вложений средств в акции “голубых фишек” Standard & Poor’s 500.

Кажется, самое время “расчехлять” банковскую карточку и начинать охоту за мировыми шедеврами. Но на практике новичок, рассуждающий подобным образом, рискует потерять все свои деньги уже на первых открытых торгах. Инвестиции в картины требуют обширных культурологических знаний, хладнокровия и терпения. Во сколько может обойтись ошибка на художественном рынке, мы расскажем ниже.

Первая опасность, которая подстерегает новичка – это подделки. Подделки существуют ровно столько, сколько существует живопись. Подделывать не гнушался даже Микеланджело, который по молодости писал картины от имени своего учителя Гирландайо. Что уж тут говорить о наших современниках!

Например, Айвазовский написал порядка шести тысяч картин, но на рынке, по оценкам различных экспертов, сейчас обращается от 30 до 60 тысяч полотен, приписываемых мастеру. А Казимира Малевича подделывают так часто, что его картины перестали брать на некоторые Западные аукционы.

К сожалению, любят подделывать картины и сами галеристы. Так, владельцы известной Нью-Йоркской галереи Exclusive Art на протяжении 12 лет подделывали картины Марка Шагала, Поля Гогена, Огюста Ренуара и других известных художников, продавая их коллекционерам по цене оригинала. Попались они после грандиозного скандала, когда в мае 2000 года картина Поля Гогена “Ваза с цветами” была одновременно выставлена в каталогах двух аукционных домов.

Что можно посоветовать незадачливому инвестору в таком случае? Не отчаиваться и постараться обратить поражение в победу. Так поступили в Италии, где существует галерея “Pitti Arte”, художники которой рисуют узаконенные подделки признанных мастеров. Возможно, именно вы сможете легализировать рынок подделок на постсоветском пространстве.

Вторая опасность – неправильная идентификация авторов картин. Как показывает практика, даже профессионалы из ведущих аукционных домов Sotheby’s и Cristie’s не застрахованы от ошибок. Например, за проданной за 40 миллионов долларов на аукционе Cristie’s картине Винсента ван Гога “Подсолнухи” после экспертизы итальянских искусствоведов было признано авторство Поля Гогена. К счастью для покупателя картины, Гоген котируется не намного дешевле Ван Гога. А на аукционе в Токио эксперты уже не признали самого Гогена, оценив его “Голову крестьянки. Левый профиль” в 87 долларов.

Третья опасность – недостаток терпения. Арт-инвестиции располагают к стратегическому мышлению, когда на смену сиюминутной прибыли приходит понимание того, что картины могут послужить и вашим детям. Так что если вы не готовы ждать 5-10 лет, пока хранящиеся у вас картины вырастут в цене – игра на рынке живописи не для вас. К примеру, по данным годового отчета об инвестициях в искусство Skate’s Art Market Research, одним из главных провалов 2012 года стала продажа картины Марка Шагала “Музыка”. Купленная в 2011 году за 2,948 миллионов долларов, она ушла на торгах в мае 2012 за 2,1 миллион долларов. Нетерпение стоило её владельцу 848 тысяч долларов.

И последний демон, который будет вас искушать на тропе арт-инвестирования, – это азарт. Не стоит на первых порах покупать картины намного дороже эстимейта (предварительной оценки экспертами стоимости полотна). По мнению экспертов художественного портала artinvestment.ru, именно эту ошибку допустил бывший владелец “Вздыбившегося жеребца” Антониса ван Дейка. В 2008 году картина ушла в три раза дороже эстимейта – более чем за шесть миллионов долларов. А при её перепродаже в 2012 году полотно фламандского мастера было продано в пределах оценочной стоимости – за 2,2 миллиона долларов. Горячность во время торгов стоила инвестору 3,85 миллиона долларов.

Так что же делать инвестору: тонкости, опыт, профессионализм

Первый вопрос, который может возникнуть у человека, решившего заняться арт-инвестициями: а сколько стоит “пропуск” на рынок? Много. Чем больше у вас денег – тем лучше. Парочка картин современных украинских художников обойдется вам в 10-50 тысяч долларов, а для игры на западном рынке лучше сразу запасти пару миллионов. Почему так дорого? Покупая “Крик” Эдварда Мунка вы покупаете не красиво разрисованный холст известного художника, а символ эпохи.

Следующий вопрос: где покупать? Естественно, не на Андреевском спуске, а на специализированных аукционах и в галереях. В одном Киеве около пятидесяти галерей, где специалисты помогут подобрать вам произведение искусства под ваши финансовые возможности.

Теперь возникает вопрос: что покупать? Можно последовать древнему как мир совету антикваров: “Чем старше – тем надежнее”. Можно внимательно проанализировать статистику торгов за последнее десятилетие по приглянувшемуся вам художнику. А можно диверсифицировать риски, как на фондовом рынке, и купить сразу “пакет” – десяток не очень дорогих полотен современных авангардистов. По сути, выбор зависит сугубо от ваших предпочтений, толщины кошелька и знаний. 

Итак, вы проанализировали все показатели, проконсультировались с экспертами и выбрали “жертву”. На этом этапе многие начинающие инвесторы могут совершить ошибку.

Следует помнить, что вы инвестируете не в картину, хотя, безусловно, качество полотна играет определённую роль. На самом деле вы инвестируете в биографию художника. Стоимость картины зависит от того, кто и за сколько ранее покупал картины художника, в каких галереях проходили выставки автора, к какому периоду творчества художника  принадлежит полотно (раннему или позднему), кто был предыдущим владельцем картины, насколько актуален сюжет картины для современников и т.д.

Что ещё может повысить стоимость картины со временем? Смерть. Хороший художник – мёртвый художник. Как бы это цинично не звучало, но смерть здорово поднимает цены на работы художника. Так было с полотнами Энди Уорхолла и Дэмиена Херста, так случилось с малоизвестным при жизни Френсисом Бэконом. Через 16 лет после его смерти, в 2008 году его картина “Ориентир канонического 20-го века” была продана за 86,3 миллиона долларов. 

И последнее. Продажа картины может оказаться не менее хлопотным занятием, чем её приобретение. Во-первых, аукционы мирового уровня проводятся всего дважды в год. А во-вторых, будьте готовы отдать 12%–20% вырученных от продажи полотна денег в качестве комиссионных аукционному дому.

На этом Prostobank.ua заканчивает первый обзор преимуществ и недостатков арт-инвестиций. В следующем материале мы расскажем вам непосредственно об отечественном рынке художественного инвестирования, а ведущие галеристы и искусствоведы раскроют секреты и тонкости инвестирования в живопись в Украине.

Опубликовано на сайте: 05.04.2013

Автор: Николай Немкович

Источник: http://www.prostobank.ua/

Тема дня

Как изменятся ставки акцизного сбора на бывшие в употреблении автомобили?

На днях Президент Украины подписал Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, которым снижены ставки акцизного сбора для автомобилей, бывших в употреблении. Целью законопроекта является предоставление гражданам возможности недорого приобрести б/у автомобиль за рубежом для собственных нужд. При этом, на официальном сайте Президента появилась информация о том, что закон подписан с условием о незамедлительном внесении в него правок, предложенных Президентом. Но не будем сейчас поддавать анализу явные нарушения процедуры, рассмотрим закон в том виде, в котором он принят парламентом и уже подписан Гарантом Конституции. Prostopravo остановится на новых ставках сбора и случаях, когда они могут или не могут быть применены.

Видео дня


Рекомендуем