Пять причин падения курса гривны в 2014-2015 годах, или немного о функциях Национального банка 17.08.2015

Нацбанк убил гривну - уверены многие украинцы. Еще бы – ведь все знают, что согласно Конституции обеспечение стабильности денежной единицы лежит именно на регуляторе. В явных и скрытых причинах обвалов курса, роли в них Нацбанка, а также в том, что можно ожидать от них в дальнейшем – разбирался Prostobank.ua

Пять причин падения курса гривны в 2014-2015 годах, или немного о функциях Национального банка

Причина первая. Политика «папередников»…

Один из самых важных инструментов влияния на курс гривны – запасы золотовалютных резервов (ЗВР). В периоды давления на курс Нацбанк может снимать его, продавая инвалюту. Нынешнее руководство регулятора было весьма ограничено в использовании этого инструмента: в июне 2014 года, когда Валерия Гонтарева вступила в должность, они составляли всего 17,9 миллиардов долларов. Для сравнения, в январе-2012 у НБУ было в распоряжении почти 32 миллиарда.

Впрочем, главная причина валютного кризиса все же не в ограниченном объеме ЗВР, а в политике, которую регулятор проводил в течение шести лет перед обвалом гривны – считают в НБУ.  «Курс национальной валюты является отражением состояния экономики и платежного баланса. Искусственное удержание курса на экономически неоправданном уровне в конечном итоге всегда приводит к значительной девальвации, что неоднократно демонстрировала история украинского финансового сектора. Кроме того, это приводит к накоплению дисбалансов в экономике. Главные причины падения ВВП, стремительной девальвации гривны и высоких темпов инфляции в 2014 году - накопленные в предыдущие годы масштабные макроэкономические дисбалансы и неэффективное функционирование в течение последних шести лет банковского сектора», - рассказали Prostobank.ua в пресс-службе НБУ. «Нацбанку достались в наследство не только очень скудные ЗВР, но и банковская система, в которой многие финучреждения просто обслуживали бизнес-интересы «теневого» бизнеса, а не занимались классическим банкингом», - добавляет Иван Никитченко, аналитик компании «Простобанк Консалтинг».

Неправильность монетарной политики НБУ с 2008 года подтверждают и авторитетные банкиры. «Истоки нынешнего финансово-банковского кризиса кроются в предыдущих условиях и правилах регулирования. И монетарная политика, и правила банковского надзора в Украине после кризиса 2008 года были несостоятельными, они всегда представляли риск дальнейших кризисов. Украина формально придерживалась политики фиксированного валютного курса, которую, по самим характеристикам украинской экономики, было бы очень трудно проводить даже при поддерживающей фискальной и социальной политике», - считает Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка. По словам эксперта, поддержки не было совсем, поэтому обвал гривны после событий первой половины 2014 года был, по сути, неминуем. В таких условиях держать курс при помощи ЗВР было бы неправильным – тем сильнее был бы обвал гривны через некоторое время, когда они бы полностью закончились.

Причина вторая. Тройной кризис и война

Девальвация – не главная проблема страны, у нее есть беды и посерьезнее: политический, экономический и финансовый кризисы. «Если говорить открыто, денежно-кредитная политика является лишь инструментом, и даже не самым важным в текущем состоянии дел Украины. В Украине сохраняются очень серьезные структурные экономические проблемы, которые к тому же сочетаются с не менее сложными проблемами внутренней и внешней политики. Нельзя надеяться, что какая-либо денежно-кредитная политика или регулятор с каким-либо руководством смогут быть эффективными без решения, по крайней мере, некоторых из этих вопросов», - говорит Тамаш Хак-Ковач.

Именно кризис во всех сферах жизнедеятельности страны и давит на курс больше всего: бегство зарубежного капитала, падение выручки экспортеров и прочие проблемы лишают страну иностранной валюты. Как следствие – ее дефицит. «Основное заблуждение населения состоит в том, что центральный банк может самостоятельно, в отрыве от экономической ситуации в стране, удерживать стабильный курс национальной валюты. НБУ является частью системы, и его действия не могут оцениваться в отрыве от общей экономической и политической ситуации. В условиях падения производства, войны, отсутствия действенных механизмов защиты прав кредиторов требовать от Национального банка ценовой стабильности и стабильности банковской системы нереально», - поясняет Елена Дмитриева, независимый член Наблюдательного совета банка «Глобус».«По большому счету, НБУ отвечает лишь за один сегмент огромной системы национальной экономики – банковскую систему. В том, что из страны уходят, а не приходят инвестиции, падает экспорт, высокий уровень «теневой» экономики и население не доверяет правительству – виноват не Нацбанк», - добавляет Иван Никитченко.

В целом, основная кризисная причина девальвации в первом квартале 2014 года - дисбаланс внешнего сектора, когда инвалюты из страны уходит больше, чем приходит. Основной фактор падения гривны во второй половине 2014 года - обострение военной ситуации.

Причина третья. Спекуляции коммерческих банков

Коммерческие банки – одни из самых важных участников валютного рынка, их действия напрямую влияют на курс национальной валюты. Во время курсовых потрясений они могут спекулировать, раскачивая гривну. «Самый простой механизм спекуляции выглядит следующим образом. Банк берет у НБУ гривну в долг, скажем, под 15% годовых. Это 1,25% в месяц. На все эти средства покупается валюта, что толкает курс вверх. Если за месяц курс вырос больше, чем на 1,25% - банк зарабатывает, продав валюту по большему курсу и вернув гривну НБУ. Однако постоянно проводить такие сделки нельзя – тогда весь межбанк превратился бы в игровые автоматы, а не в валютный рынок», - добавляет Иван Никитченко. «Считаю, что комбанки несут солидарную ответственность за девальвацию. В условиях, когда платежеспособных заемщиков становится все меньше, куда проще получить свои доходы, разместив свободные средства или еще хуже - полученное от НБУ рефинансирование – в валюту, зная, что завтра курс ее вырастет. Но справедливости ради стоит отметить, что подобные действия могли послужить катализатором девальвации, но не основным фактором», - подтверждает Ольга Онуфрийчук, компания «Простобанк Консалтинг».  

К счастью, регулятор принял меры для того, чтобы ограничить возможности банков влиять на курс (детальнее см.мнение ниже). Поэтому сильных обвалов гривны по вине коммерческих банков в будущем быть не должно. «Многие из банков являются представителями крупных промышленных групп и действуют в интересах этих групп, неудивительно, что некоторые из них пытаются заработать на волатильности курса. Но сейчас административные меры со стороны Национального банка практически исключили возможность банков «расшатывать» курс. Существенное влияние могут оказывать только потребности экспортеров и импортеров», - поясняет Елена Дмитриева.

Причина четвертая. Ошибки Нацбанка

Кроме такого прямого инструмента как золотовалютные резервы, в руках регулятора находится масса других возможностей для воздействия на рынок. По мнению экспертов, в их использовании НБУ и допустил ряд ошибок. «Во-первых, не было полноценной информационной политики. Не секрет, что в раскачивании курса значительную роль сыграла паника, подогреваемая негативными сообщениями в СМИ. И вместо того, чтобы планово и убедительно гасить подобные «пожары», НБУ никак не мог определиться со своей позицией по этому вопросу – он то «приказывал» ведущим банкам страны закрепить и удерживать курс, то пропагандировал его «плаванье» и вообще был крайне непоследователен и не прозрачен в своих действиях. Во-вторых, большая часть административных валютных ограничений была введена с большой задержкой, а зачастую – в «сыром» виде, что во многом снизило их эффективность. В-третьих, НБУ имел возможность пресечь попытки комбанков спекулировать и раскачивать курс на МВБ, но не использовал ее в полной мере», - отмечает Ольга Онуфрийчук, компания «Простобанк Консалтинг».

Свой вклад в падение курса нацвалюты внесла и политика правительства, которая увеличила давление на курс. «В обесценивании гривны виновато также и правительство, которое на фоне отсутствия каких-либо значимых реформ и с целью покрыть дефицит госбюджета осуществляет эмиссию ОВГЗ, выкупать которые обязует НБУ, а это равнозначно запуску печатного станка. Избыточная же гривна неминуемо давит на валютный курс», - поясняет Ольга Онуфрийчук.

Причина пятая. Паника украинцев

Сложно обвинить украинцев в том, что при обвале гривны они штурмовали обменные пункты в надежде спасти свои скудные сбережения. Тем не менее, паника населения на валютном рынке также оказывает существенное давление на курс. Поэтому приходится признать вину самих украинцев в девальвации. «За падение гривны ответственны все, в том числе население, которое в панике начало забирать депозиты и скупать валюту. Ситуация с курсом, которая произошла, это результат не только слабой экономики и войны, но и паники и недоверия на рынке», - говорит Елена Дмитриева.

При этом большинство населения единственным виновником девальвации считает НБУ. По словам экспертов, виновата в этом – низкая финансовая грамотность. «По мнению большинства украинцев – если НБУ печатает гривну, значит он может одним своим желанием влиять на все сферы, где есть эта гривна. Курс снизился – виноват НБУ; обанкротился банк – это сделал НБУ; не выдают зарплату на работе – почему НБУ не может напечатать немного денег для меня. Если спросить у прохожих на улице что такое инфляционное таргетирование, монетарная база и нормативы резервирования – 99% не смогут ответить. А ведь это и есть основные категории, с которыми работает регулятор. Эмиссия гривны и курс – являются производными от очень многих показателей, на которые влияет вся экономическая политика правительства», - говорит Иван Никитченко.

Заблуждаются украинцы и насчет основной функции НБУ, которая выходит далеко за простое удержание курса гривны. «Обеспечение стабильности нацвалюты» – касается показателей инфляции, то есть стабильности цен. Уже из этого курс является производным – стоимость импортных товаров влияет на все цены в Украине (в первую очередь, через энергоносители). НБУ должен следить за курсом, чтобы это не приводило к сильной инфляции, или дефляции, но само значение курса не является первоочередным», - отмечает Иван Никитченко.

Мнение

Пять причин падения курса гривны в 2014-2015 годах, или немного о функциях Национального банка image:1

Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка

На мой взгляд, нынешние меры НБУ нужно рассматривать как вынужденную, временную политику для поддержания определенной стабильности в условиях, пока невозможно найти решения для более глубоких проблем.

Украинский регулятор находится в очень незавидном положении. Перед сегодняшним НБУ поставлено слишком много целей и дано слишком мало реальных инструментов.

НБУ должен нести ответственность лишь за денежно-кредитную политику и регуляторные функции, относящиеся к его компетенции, а не отвечать по чисто политическим вопросам.

Пять причин падения курса гривны в 2014-2015 годах, или немного о функциях Национального банка image:2

Елена Дмитриева, независимый член Наблюдательного совета банка «Глобус»

Основное заблуждение населения, по моему мнению, состоит в том, что центральный банк может самостоятельно, в отрыве от экономической ситуации в стране, удерживать стабильный курс национальной валюты.

Хотя обеспечение стабильности денежной единицы является основной функцией центрального банка согласно Конституции Украины, на самом деле возможности Центробанка в части методов регулирования курса ограничены. Существует спрос и предложение на рынке. В случае наличия достаточных запасов золотовалютных резервов Центробанк выходит на рынок и продает валюту при превышении спроса.

В случае отсутствия запасов золотовалютных резервов Центробанк может вводить административные меры, что очень неоднозначно сказывается на деятельности субъектов экономики. Последствия административных мер могут быть намного хуже для экономики, чем падение курса национальной валюты. В таком случае Центробанк вынужден выбирать оптимальное решение.

Национальный банк и сейчас вынужден удерживать курс административными методами, так как глобально ситуация не изменилась. Хорошо это или плохо, покажет время.

Пять причин падения курса гривны в 2014-2015 годах, или немного о функциях Национального банка image:3

Иван Никитченко, аналитик компании «Простобанк Консалтинг»

На НБУ есть доля вины за падение курса гривны. Если разбирать чисто действия Нацбанка, то среди основных ошибок можно выделить:

1) не всегда понятная ситуация с рефинансированием банков и контроль за его использованием – в признанных неплатежеспособными банками зависли миллиарды рефинансирования, и по Дельта Банку ГПУ уже открыла дело о выводе за границу 4,1 млрд гривен, а ведь эта операция была проведена во время работы там куратора НБУ. Нельзя исключать, что подобные операции могли быть и по другим банкам. А ведь именно эта гривна и «давила» на курс;

3) лимиты на снятие средств с валютных депозитов. Как показала практика, валютные депозиты из-за того и боялись открывать в банках, так как потом их было бы нереально снять из-за ограничений НБУ. В итоге, отток с валютных вкладов оказался сильнее, чем с гривневых, хотя гривна дешевела, а валюта дорожала. Это привело к дефициту валюты у банков;

4) финансирование дефицита бюджета Украины через эмиссию дополнительной гривны. Это привело к избытку необеспеченной гривны, что и привело к девальвации нацвалюты. Однако это можно списать на политическую зависимость НБУ, и здесь виноват не только Нацбанк.

Банки жалуются, что у них нет «длинных» денег под приемлемые проценты для кредитования экономики. В частности, в 2014 году была выдано банкам 222 млрд гривен рефинансирования, на 2015-й запланировано 152 млрд гривен. На этом фоне, уставный капитал ГИУ, по программе которого можно оформить ипотеку по приемлемым ставкам, – менее 1 млрд гривен.

Почему с таких огромных объемов рефинансирования нельзя выделить хотя бы 1-2 млрд на поддержку строительной отрасли, а значит и всей экономики страны? Для малого бизнеса из-за ставок в банках выше 30% полностью закрыто кредитование. Почему нет целевых кредитных программ по развитию бизнеса?

Эти деньги бы шли в реальный сектор экономики, а не попадали бы на межбанк. В плане стимулирования экономического роста НБУ пока не делает ничего, его основная задача – очистить и стабилизировать банковскую систему.

НБУ сильно скован программой МВФ, но это уже отдельная тема – очень многие страны так и не смогли выкарабкаться со своих проблем, из-за того, что МВФ требовал стабилизации финансов страны, а не развития ее экономики.

Пресс-служба НБУ

Основні функції Національного банку України визначені Конституцією України та Законом України «Про Національний банк України».

Національний банк має виходити із пріоритетності досягнення та підтримки цінової стабільності в державі при виконанні своєї основної функції (забезпечення стабільності грошової одиниці України).

Нещодавно рішенням Верховної Ради України було внесено зміни до Закону України «Про Національний банк України» та посилено інституційну незалежність Національного банку.

Цей крок слід розглядати не лише з точки зору сьогодення, а й як стратегічне рішення на довгі роки, що дає можливість впроваджувати надзвичайно складні і важливі речі.

Тепер Національний банк має можливість проводити незалежну монетарну політику та підвищити ефективність свого функціонування як інституції. Так, уже здійснено перехід до гнучкого курсу гривні та майже збалансовано рахунок поточних операцій, а значить – і платіжний баланс у цілому.

Поступово витягується «курсовий гачок» із свідомості простих людей і бізнесу, які вже розуміють, що фіксований курс гривні – це була загибель нашої економіки. Зараз помірні курсові коливання вже не сприймаються як «кінець світу» та не провокують панічної поведінки.

Країна більше не буде жити за фіксованим курсом, а орієнтиром грошово-кредитної політики Національного банку України є перехід до режиму таргетування інфляції.

Загалом курс національної валюти є віддзеркаленням стану економіки і платіжного балансу. Штучне утримання курсу на економічно невиправданому рівні в кінцевому випадку завжди приводить до значної девальвації, що неодноразово демонструвала історія українського фінансового сектору. Крім того, це приводить до накопичення дисбалансів в економіці.

Головні причини падіння ВВП, стрімкої девальвації гривні та високих темпів інфляції у 2014 році – накопичені у попередні роки масштабні макроекономічні дисбаланси та неефективне функціонування впродовж останніх шести років банківського сектору. Важливим фактором також стала анексія Автономної Республіки Крим та воєнні дії на сході країни.

У цих шокових умовах продовжувати хибну політику штучного утримування курсу за відсутності достатніх міжнародних резервів у Національного банку не було ніякої можливості.

Навпаки, Національний банк вживав низку заходів, найбільш «болісним» з яких було рішення про перехід до гнучкого валютного курсу, прийняте спільно Національним банком та Урядом України у квітні 2014 року.

Таке рішення було своєчасним, єдиним правильним та отримало підтримку з боку Міжнародного валютного фонду й інших міжнародних кредиторів. Завдяки цьому вдалося збалансувати рахунок поточних операцій та досягти рівноважного курсу.

Національний банк пильно стежить за дотриманням вимог законодавства учасниками міжбанківського валютного ринку та, у разі необхідності, вживає до порушників адекватні заходи впливу.

Так, на несумлінних учасників ринку, що порушують денний ліміт на купівлю валюти з метою закриття своєї валютної позиції (становить 0,1% від регуляторного капіталу банку), накладаються штрафні санкції у розмірі 10% від суми перевищення дозволеного ліміту.

Загалом слід зауважити, що спостерігається перевищення попиту на іноземну валюту над пропозицією, особливо на готівковому сегменті валютного ринку, що дозволяє говорити про відсутність спекулятивних тенденцій.

Крім того, зараз Національний банк продовжує упевнено поповнювати свої міжнародні резерви, тож, у разі необхідності, зможе впоратися з надлишковою волатильністю на валютному ринку.

 Наразі Національний банк України виконує всі свої основні функції та завдання.

З метою підвищення ефективності їх виконання регулятором було розпочато масштабну реформу як банківського сектору, так і власної структури та процесів.

Так було здійснено перехід гнучкого курсоутворення та інфляційного таргетування, триває трансформація та осучаснення структури самого регулятора.

Тепер уже можна стверджувати, що Національний банк України виніс тягар порятунку гривні, майже урівноважив зовнішню позицію України, ліквідував левову частку кримінальних схем виводу капіталу з України та суттєво оздоровив банківський сектор.

Наразі ситуація на фінансовому ринку стабілізована та практично завершено перший етап реформування банківської системи – очищення її від неплатоспроможних банків.

На цьому етапі регулятор вже має багато здобутків: завершується рекапіталізація банківської системи, припинено практику відмивання брудних грошей всередині банківської системи, масштаби якого оцінювалися сотнями мільярдів гривень на рік, суттєво підвищено відповідальність менеджменту і власників банків за результати діяльності їхніх фінустанов, подання недостовірної звітності та кредитування пов’язаних осіб, удосконалено процедури розкриття кінцевих власників банків (тепер це не просто розкриття інформації про акціонерів та власників – це кінець безвідповідальності, адже за долю банку є кому відповідати особисто).

Станом на сьогодні у рамках процесу очищення банківської системи впродовж 2014 – 2015 років Національний банк України прийняв 54 рішення про віднесення банків до категорії неплатоспроможних, із них у 2015 році – 21. У 2014 – 2015 роках було відкликано банківську ліцензію та ліквідовано 45 банків (у тому числі анульовано банківські ліцензії двох банків, розташованих на території Автономної Республіки Крим і міста Севастополя), із них у 2015 році – 26. Загалом на сьогодні в категорії неплатоспроможних перебуває 11 банків, у стадії ліквідації – 50 банків.

Національний банк переходить до другого етапу реформи банківського сектору – етапу перезавантаження банківської системи, етапу якісних змін.

Уже через рік заплановано перехід до третього етапу реформ – етапу сталого розвитку і зростання банківської системи, що передбачає вихід на тренд поступового розвитку ринків капіталу, зростання активів усього фінансового сектору, нарощення внутрішніх та зовнішніх інвестицій.

Тож відповідно до функцій Національного банку продовжується шлях до фінансової стабільності в державі та надійного банківського сектору з відновленою довірою нашого населення.


Срочно нужны деньги?