О минимальной заработной плате и не только. Обзор основных законодательных новел в законопроекте №5130

6 декабря 2016 года Верховная Рада проголосовала за ряд законодательных изменений, касающихся жизни каждого украинца. Намереваясь повысить с 2017 года минимальную заработную плату в два раза, Кабинет Министров внес в парламент законопроект, которым предложил изменения в систему оплаты труда. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что законопроект №5130 регулирует и ряд других вопросов: пенсионного обеспечения, оплаты единого социального взноса, размера стипендий и т.д. Подробнее разбирался Prostopravo

Напомним, что 6 декабря 2016 года Верховная Рада приняла Закон с пространным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Основной целью законопроекта, если верить пояснительной записке, является усовершенствование законодательства в сфере повышения  минимальной заработной платы и социальных выплат, легализация отношений в сфере занятости и оплаты труда. В то же время, при пристальном изучении законопроекта очевидно, что сфера его регулирования намного шире.

Минимальная заработная плата и тарифная сетка

На самом деле, теперь должностные оклады бюджетников будут привязаны не к минимальной заработной плате, а к прожиточному минимуму для трудоспособных лиц ( с 1 декабря 2016 года он составляет 1600 грн.).

Законопроект вносит изменения в понятия «минимальная заработная плата» и «тарифная система оплаты труда». Согласно новой редакции статьи 95 Кодекса законов о труде, «минимальная заработная плата - это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Минимальная заработная плата устанавливается одновременно в месячном и почасовом размере». Как видим, в новой редакции, в отличие от действующей, отсутствует положение о том, что в минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

Изложена в новой редакции и ст. 96 КЗоТ «Тарифная система оплаты труда». Согласно предложенным изменениям, схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, финансируемых из бюджета, формируется на основе:

  • минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного Кабинетом Министров Украины;
  • междолжностных (квалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

Минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.

Коллективным договором, а если договор не заключался -нормативным актом работодателя (выданным после проведения консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации / профсоюзным представителем, в случае отсутствия первичной профсоюзной организации - со свободно избранными и уполномоченными представителями / представителем работников) могут устанавливаться другие системы оплаты труда.

Для сравнения: в действующей редакции формирование тарифной сетки (схемы должностных окладов) производится на основе тарифной ставки рабочего первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем законодательно установленный размер минимальной заработной платы, и квалификационных (междолжностных) соотношений размеров тарифных ставок (должностных окладов).

Усиление ответственности

Законопроектом предусмотрено усиление ответственности юридических и физических лиц-предпринимателей в случае недопущения государственного инспектора труда к проведению проверки, а именно:  штраф в размере до трех минимальных заработных плат в случае недопущения инспекторов к проверке.

Если же проверка осуществляется с целью выявления работников с не оформленными трудовыми договорами, выплаты заработной платы без начисления и уплаты единого взноса, штраф составит сто минимальных заработных плат .

В Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный Кодекс Украины внесены изменения в части квалификации некоторых деяний. Теперь для этих целей будет использоваться не величина минимальной заработной платы, а прожиточный минимум. Так, если раньше уголовная ответственность за подачу заведомо неправдивой информации в декларации относительно имущества наступала, если сведения  отличаются от достоверных на сумму более 250 минимальных заработных плат, то теперь авторы законопроекта предлагают отталкиваться от размера в 250 прожиточных минимумов.

Изменения в уплате ЕСВ

Физические лица-предприниматели, а также лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (научную, литературную, художественную, медицинскую и юридическую практику и т.п.) обязаны будут оплачивать единый социальный взнос ежемесячно независимо от наличия в этом месяце доходов. Сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса. Исключение предусматривается для плательщиков единого налога первой группы, - они смогут оплачивать ЕСВ в размере 0,5 минимального страхового взноса.

Немного о пенсиях

Уже в который раз парламент продлевает на следующий год действие норм о сокращении, а то и прекращении пенсионных выплат для некоторых категорий пенсионеров. Так, до 31 декабря 2017 года не будут выплачиваться пенсии работающим на должностях и на условиях, предусмотренных Законами Украины «О государственной службе», «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей». В период работы на других должностях, если размер пенсии превышает 150 прожиточных минимумов для нетрудоспособных, пенсии будут выплачиваться в размере 85%, но не менее 150 прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц.

Исключение составляют инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды войны 3 группы и участники боевых действий.

Также, до 31 декабря 2017, максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10 740 гривен.

Изменения предусмотрены и в порядке расчета пенсионных выплат в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Так, для определения средней заработной платы по Украине для расчета пенсии будут брать не 3 предшествующих календарных года, а показатель, который будет определять сам Кабинет Министров.

Новые полномочия

Расширены полномочия органов местного самоуправления в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости.

Так, органы местного самоуправления при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения смогут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в коммунальной собственности соответствующей территориальной общины. А при осуществлении делегированных им полномочий органов исполнительной власти могут выступать с инициативой проверок, организовывать их проведение, а также  проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.

К полномочиям исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединений территориальных общин, будут также относиться:

  1. осуществление на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством;
  2. наложение финансовых санкций (штрафов) за нарушение законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством.

Госпошлина, административный и судебный  сбор

Размер государственной пошлины, административного сбора, платы за предоставление сведений из Единого государственного реестра, а также судебного сбора  будут зависеть не от размера минимальной заработной платы, а от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января текущего года.

Так, например, административный сбор за внесение изменений в сведения о юридическом лице составит не 0,3 минимальных заработных платы, а 0,3 прожиточных минимумов; для общественных объединений и благотворительных организаций, а также физических лиц-предпринимателей – 0,1 прожиточных минимумов.

Стипендии

Стипендии теперь будут делиться на социальные и академические.

Социальные стипендии будут предоставляются студентам и курсантам высшего учебного заведения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Студенты (курсанты) высшего учебного заведения из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также студенты и курсанты, которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей, имеют гарантированное право на выплату социальной стипендии, в том числе в случае получения академической стипендии.

Академические стипендии предоставляются лицам, которые достигли значительных успехов в учебе или научной деятельности в соответствии с критериями, установленными Кабинетом Министров Украины.

Доля студентов (курсантов), которые имеют право на получение академических стипендий, устанавливается ученым советом высшего учебного заведения в пределах определенного Кабинетом Министров Украины общего процента студентов (курсантов), которые имеют право на получение академических стипендий, и стипендиального фонда.

Студентам (курсантам) высших учебных заведений, имеющим право на получение социальной стипендии и приобретающим право на получение академической, предоставляется один вид стипендии по их выбору.

Для студентов (курсантов), обучающихся по остродефицитными специальностям (специализациям) может устанавливаться повышенный размер академической стипендии.

Не пропустите новые статьи!



Заказать онлайн

Кредит на карту

Кредит наличными

Кредит онлайн под 0%

Кредитную карту

Кредит под залог





Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо! Посмотреть все видео малыша можно на канале BasketBoy TV