Подбор кредитов:
Новое в законодательстве о занятости 19.02.2009
Оказывается, антикризисный менеджмент в условиях финансового кризиса имеет место не только в бизнесе, но и в сфере государственного социального страхования.
13 января 2009 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения». Предполагалось, что эти изменения будут способствовать уменьшению безработицы в Украине. Так ли это на самом деле и кому выгодны новые правила социального страхования узнавал «Простобанк Консалтинг».
Безработных стало меньше
По крайней мере, формально. Ведь теперь, например, не считаются безработными члены личных крестьянских хозяйств. А это достаточно большое количество людей, поскольку согласно ст.1 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве», «личное крестьянское хозяйство - это хозяйственная деятельность, которая проводится без создания юридического лица физическим лицом индивидуально или лицами, которые находятся в семейных отношениях и совместно проживают, с целью удовлетворения личной потребности путем производства, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации ее избытков и предоставления услуги, с использованием имущества личного крестьянского хозяйства, в том числе и в сфере сельского зеленого туризма». То есть практически каждый сельский житель, имеющий небольшой участок земли до 2 га, может считаться имеющим работу, а, следовательно, не может стать на учет как безработный и не имеет права на получение пособия по безработице.
Кроме того, лица, уволившиеся на основании п.1 статьи 36 КЗоТ Украины «по соглашению сторон», не относятся к категории лиц, утративших работу по уважительной причине, и получают право на получение пособия по безработице, лишь начиная с 91-го дня с момента увольнения. Так что соглашаться на такую формулировку при увольнении теперь можно лишь при условии выплаты компенсации как минимум в размере трех зарплат.
Подходящая работа для всех
Государство позаботилось о том, чтобы каждый гражданин мог найти себе «подходящую работу». Для этого законодатель предусмотрел участие некоторых категорий безработных в оплачиваемых общественных работах.
К ним относятся безработные:
- не имеющие никакой профессии;
- занимавшие ранее рабочие места, не требующие специальной подготовки, при условии, что они состоят на учете как безработные более чем 9 месяцев;
- не работавшие более 12 месяцев (кроме граждан предпенсионного возраста).
Под оплачиваемыми общественными работами подразумевается деятельность, «которая имеет общественно полезную направленность, отвечает потребности государства исходя из ее социально-экономических приоритетов, и выполняется на объектах, определенных Кабинетом Министров Украины». Общественные работы будут проводиться в сфере строительства и реконструкции (модернизации) спортивной, транспортной, медицинской, туристической и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе на объектах, связанных с подготовкой и проведением в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу.
Готовность лица к участию в общегосударственной оплачиваемой общественной работе, если такая работа, конечно, ему подходит, является условием для назначения помощи по безработице.
В случае же отказа от участия в общегосударственной оплачиваемой общественной работе без уважительной причины размер помощи по безработице уменьшается на 50 процентов сроком до трех месяцев. Повторный отказ от оплачиваемой общественной работы без уважительной причины и вовсе грозит потерей права на получение пособия по безработице. Напомним, что ранее отказ от двух подходящих работ приводил лишь к сокращению срока выплат на 90 дней.
Лишиться пособия по безработице теперь можно также в случае:
- отказа от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, за направлением государственной службы занятости, в том числе лиц, которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности);
- отказа от работы по специальности, профессии, приобретенной после профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, за направлением государственной службы занятости;
Кроме того, теперь подходящую работу вам могут найти и в другом населенном пункте с учетом доступности услуг транспортного обслуживания. Такие решения вправе будут принимать местные государственные администрации и исполнительные органы местных советов.
В полку плательщиков прибыло
Законодатель наряду с сокращением количества безработных расширил ряды лиц, чьи доходы являются базой для отчислений в фонд занятости. К наемным работникам добавились лица, которые выполняют работу (предоставляют услугу) согласно гражданско-правовым договорам, а также военнослужащие, кроме военнослужащих срочной службы. Правда осуществление удержаний с доходов военнослужащих начнется с 01 января 2010 года.
Вместе с количеством плательщиков сбора увеличились и размеры отчислений в фонд занятости:
- для работодателей – 1,6% (ранее 1,3%) от суммы фактических расходов на оплату труда наемных работников, денежного обеспечения военнослужащих, включая премии, компенсации и другие выплаты помимо основной заработной платы.
- для наемных работников, военнослужащих - 0,6 % (ранее 0,5%) от суммы оплаты труда, включая премии, компенсации и прочие выплаты помимо основной заработной платы.
- для юридических и физических лиц, которые используют труд физических лиц по договорам гражданско-правового характера - 2,2% (ранее не взималось) от суммы расходов на выплату дохода (прибыли);
- для лиц, которые принимают участие в общеобязательном государственном социальном страховании на добровольных началах, обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов), физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, лиц, которые выполняют работу (услуги) согласно гражданско-правовым соглашениям, а также граждан Украины, которые работают за пределами Украины и не застрахованы в системе обязательного государственного социального страхования страны, в которой они находятся - 2,2% от суммы доходов.
Профилактика безработицы
Еще одна новелла законодательства о занятости касается профилактических мероприятий, которые обязан провести Фонд занятости при возникновении риска безработицы на предприятии. К таким мероприятиям относится:
- финансирование расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предотвращения увольнения временно переведены с их согласия на другую работу (до 6 месяцев на протяжении года) при условии сохранения за ними основного места работы;
- финансирование расходов работодателя на профессиональную переподготовку или повышение квалификации работников, относительно которых есть угроза увольнения в связи с реорганизацией или перепрофилированием предприятия, временным прекращением производства, при условии сохранения за работниками места работы.
Кроме того, предусмотрена помощь по так называемой «частичной безработице». Она предоставляется в случае сокращения заработной платы в связи с уменьшением длительности рабочего дня, перерывов в выплате зарплаты или ее сокращения в связи с простоями на производстве.
Право на помощь по частичной безработице имеют застрахованные лица, которые в течение 12 месяцев, которые предшествовали месяцу, в котором начался простой, работали не менее 26 календарных недель, платили страховые взносы и у которых эти простои составляют 20 и более процентов рабочего времени.
Размер такого пособия не будет превышать прожиточного минимума. А длительность выплаты составит не более 180 календарных дней на протяжении года. Причем предприятие не может обратиться за следующим получением из Фонда средств для выплаты работникам помощи по частичной безработице раньше, чем через год по окончании срока выплаты помощи по частичной безработице
Вопрос в том, хватит ли у Фонда средств на проведение всех этих мероприятий? Ведь, несмотря на увеличение количества плательщиков страховых взносов и их размеров, вряд ли стоит ожидать значительного увеличения доходов центров занятости, поскольку большинство плательщиков уже «ушли в тень», начав (или продолжив) выплачивать зарплаты в конвертах.
Обновлено: 19.02.2009
Автор: Екатерина Гутгарц