Подбор кредитов:
Есть ли жизнь после кредита МВФ: какие изменения ждут украинцев-2 24.04.2014
Prostobank.ua продолжает рассказывать о том, каких реформ требует от Украины Международный Валютный Фонд, и как эти изменения могут коснуться украинцев.
Первую часть статьи читайте здесь.
На практике рекомендации МВФ для украинского правительства предполагают следующие шаги.
Ограничение льгот и пособий – согласно рекомендациям МВФ, коснется отдельных категорий граждан, причем малообеспеченные семьи не должны пострадать. Речь идет о том, чтобы сбалансировать субсидии таким образом, чтобы их получали те, кто действительно в них нуждается. Речь идет, к примеру, о привязке льгот на оплату услуг ЖКХ, проезд и тому подобное к доходу семьи, а не профессиональным признакам.
Ограничение роста минимальной заработной платы – вопреки расхожему мнению, предполагает не снижение «минималки», а ограничение ее повышения уровнем инфляции.
Сокращение расходов на государственный аппарат – чаще всего в этом контексте упоминают повальное сокращение госслужащих. Однако МВФ, по сути, не давал таких рекомендаций, оставив конкретные шаги в этом вопросе на усмотрение украинского правительства. Оно же опубликовало план действий на своем сайте. В частности, на 1800 единиц планируют уменьшить автопарк органов власти, а также отменить льготы бывшим президентам, премьер-министрам и министрам, доплаты и материальную помощь чиновникам, судьям, прокурорам, следователям. Кроме того, отменяется финансирование санаторно-курортных учреждений центральных органов власти, а чиновники обязаны будут на 100% оплачивать пользование государственными дачами.
Конечно, сокращение коснется и количества госслужащих. Однако стоит учесть, что за последние 10 лет их ряды выросли на 12% или 48,3 тысячи человек, из которых 36, 2 тысячи человек пополнили органы центральной и местной власти, 12,1 тысяча человек – судебные органы. В 2014 году планируется сократить аппарат Верховной Рады и Генпрокуратуры на 20%, ряды чиновников Администрации Президента, СНБО и Госуправления делами уменьшить вполовину, других центральных органов власти – на 10%. Сократят и число помощников народных депутатов: на данный момент по закону «О статусе народного депутата» каждый избранник имеет право на 31-го помощника-консультанта, на которых выделяется отдельный фонд оплаты труда. Еще 72 тысячи человек будут сокращены из правоохранительных органов и силовых структур.
Но едва ли не самый дискуссионный пункт рекомендаций, это повышение цены на газ для коммунальных предприятий и населения. Дело в том, что при действующем тарифе в 61 доллар за квадратный кубометр цена на газ для населения в Украине почти в 10 раз ниже, чем в Болгарии и странах Балтии, и даже вдвое ниже, чем в России (для Ростова тариф составляет 128 долларов за кубометр). Даже если тариф повысят на 56%, как планируется, то украинский тариф все равно останется самым низким.
Конечно, можно заметить, что платежеспособность населения, к примеру, в Литве, Латвии и Эстонии также выше, чем украинцев. Но, во-первых, доходы в балтийских странах не в 10 раз выше украинских. А во-вторых, проблема в данном случае заключается в низкой платежеспособности украинцев, а не растущей цене на газ и комуслуги: более дешевый газ не отменяет факта низкого уровня жизни украинцев. Потому и сосредоточить усилия стоит на повышении платежеспособности населения, а не удержании низких цен на газ в ущерб экономике.
Для того, чтобы уменьшить негативный эффект повышения тарифов на благосостояние украинских семей, с 1.07.2014 г. планируется усовершенствовать систем предоставления адресных субсидий. В частности, семьи с совокупным доходом ниже прожиточного минимума на всех членов семьи продолжат оплачивать коммунальные услуги по старым тарифам. Продолжают действовать субсидии для семей, чьи расходы на коммунальные услуги превышают 10% или 15% от совокупного дохода (в зависимости от состава семьи). Кроме того, действует прогрессивная шкала субсидий: за каждые 10%, на которые семья уменьшит свои расходы на коммунальные услуги, она получит дополнительную скидку в 2% на следующий период.
Кроме того, есть ряд требований, которые Украина обязалась выполнять еще при подписании предыдущего договора с МВФ в 2011 году. В частности, речь идет о постепенном повышении пенсионного возраста, установлении минимального стажа, необходимого для начисления пособия по безработице, ограничении упрощенной системы налогообложения. В текущих переговорах с МВФ эти пункты не фигурируют, поскольку решения относительно них уже достигли ранее, а соответствующие нормы уже действуют в Украине.
Чего ждать после реформ
Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что проведение описанных реформ не обещает украинцам улучшения жизни в краткосрочной перспективе. В отчете Всемирного Банка «Украина: экономический обзор» говорится, что указанные меры «приведут к уменьшению покупательной способности граждан и ограничат возможности правительства по увеличению капитальных расходов в текущем году». Из-за этого в 2014 году можно ожидать сокращения внутреннего потребления и капитальных инвестиций. «После нескольких лет достаточно высокого роста внутреннего потребления, ухудшение его динамики в 2014 может оказаться весьма существенным (сокращение может превысить 8%), тогда как падение капитальных инвестиций должна быть не таким значительным из-за уже достаточно низкую базу сравнения», - говорится в отчете.
Вместе с тем переход к свободному валютному курсу должен привести к уменьшению дефицита текущего счета. Но произойдет это в основном за счет сокращения импорта: существенно нарастить экспорт Украина не сможет из-за низких показателей экономического роста стран-торговых партнеров и сдержанного спроса на украинские товары.
С другой стороны, бояться тотального падения благосостояния украинцев и глубокого спада в экономике тоже не стоит, ведь вышеназванные реформы призваны обеспечить рост в будущем. «Если все необходимые мероприятия будут проведены быстро, то экономический рост возобновится уже в 2015 году за счет повышения бизнес активности и роста иностранных инвестиций», - говорится в том же отчете Мирового Банка.
Однако чтобы перейти к долгосрочному росту, украинскому правительству, по мнению Мирового Банка, уже после получения финансирования от МВФ придется обеспечить еще несколько безотлагательных мер, в соответствии с разработанной организацией «Дорожной картой макроэкономических и структурных реформ». В частности, это:
- фундаментальное уменьшение дефицита бюджета за счет проведения пенсионной реформы, повышения адресности социальной помощи, роста эффективности бюджетных расходов;
- улучшение условий для частного предпринимательства, которое должно привести к росту экономики и обеспечить банки надежными заемщиками;
- нормальное функционирование банковского сектора, который должен обеспечить предприятия достаточными оборотными средствами под доступные ставки;
- инвестиции в инфраструктуру. В частности, это: ремонт и реконструкция дорог, повышение безопасности движения; повышение эффективности использования газа и услуг центрального отопления; переоснащение и увеличение энергогенерирующих мощностей;
- реформа рынка труда, направленная на повышение продуктивности.
При этом Мировой Банк настаивает, что украинское правительство больше не имеет возможности откладывать эти реформы во времени. К слову, именно способность правительства провести реформы быстро и правильно называют одним из основных рисков, наряду с низким экономическим ростом в странах-партнерах Украины по международной торговле (в частности, странах ЕС) и торговые ограничения со стороны России.
Обновлено: 24.04.2014
Автор: Евгения Резниченко