Продажа крупнейших государственных банков в ближайшей перспективе: насколько это реально?

На протяжении нескольких последних лет наряду с вопросом очищения банковской системы стоит вопрос продажи государственных банков, которые на сегодняшний момент занимают весомую часть в банковской системе Украины. Суммарные активы наиболее привлекательных для продажи объектов - Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка - на конец 2015 года немного превышали 330 млрд. грн. или 27,37% от активов всей банковской системы. Однако пока что, кроме разговоров, со стороны власти не было предпринято никаких реальных шагов к продаже данных учреждений.

Для оценки целесообразности продажи данных банков можно обратиться к международному опыту. С точки зрения существования крупных государственных банков мировую практику можно разделить на две части:

  • страны западного мира (США, ЕС, Канада, Австралия и прочие развитые страны). В данных странах практически отсутствуют государственные банки, а крупных госбанков нет вообще. В данном контексте можно выделить только наличие мелких региональных банков (например, в Германии), имеющих специальное назначение. Стоит отметить также тот факт, что в развитых странах даже центральные банки (регуляторы) зачастую являются негосударственными организациями (например, ФРС в США (состоит из коммерческих банков), Центральный банк Японии (45% находятся в руках частных акционеров), Банк Англии (представляет собой независимую публичную организацию);
  • бывшие коммунистические страны и развивающиеся государства. В данных государствах часто существует несколько государственных банков. Зачастую, одним из главных заданий таких банков является финансирование реализации крупных государственных программ или инфраструктурных проектов (например, ВТБ был одним из ключевых инвесторов подготовки Сочи к зимним олимпийским играм 2014 года, а китайский проект возрождения «Шелкового пути» финансируется за счет Центробанка Китая и других госбанков).

Стоит отметить, что на Западе во время финансового кризиса возможно вхождение государства в капитал банков. Однако данная практика крайне редка и носит исключительно временный характер.

Экономически более эффективной является модель развития банковской системы западных стран, так как она основывается на конкуренции между банками в борьбе за потенциальных клиентов и заставляет банки работать более качественно и эффективно. Поэтому на пути к евроинтеграции банковской системе Украины будет необходимо переформатировать свою работу под западные стандарты.

В пользу сохранения части государственной собственности в банковской системе Украины выступает опасение некоторых экспертов относительно того, что в случае приватизации госбанков условия рынку будут диктовать банки с иностранным капиталом. Здесь стоит заметить, что уже на сегодня доля иностранного капитала в банковской системе превышает 42% (по данным НБУ), и, в определенной степени, они уже давно диктуют рынку свои условия. На примере же бывших балтийских стран и Польши можно увидеть, что приход иностранных банков не имел негативного воздействия на банковские системы этих стран.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что максимальная приватизация государственных предприятий (в т.ч. и банков) и максимальная либерализация рынков является одним важнейших факторов, подтверждающих проевропейские стремления Украины.

Итак, инициативу по продаже государственных банков можно оценить позитивно. Однако не все так просто. Все три перечисленных банка входят в группу крупнейших, а Ощадбанк и Укрэксимбанк, согласно новым критериям, входят в число системно важных банков. Поэтому государство вправе рассчитывать на крупные денежные поступления от их приватизации. И здесь начинаются определенные трудности, так как позволить купить себе эти банки могут немногие потенциальные инвесторы. А потому, говоря о продаже Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка, зачастую подразумевается продажа их иностранным инвесторам.

Однако, перед покупкой активов таких размеров все потенциальные инвесторы будут проводить тщательный анализ рынка и самих банков. На что обратят внимание в первую очередь? Выделим основные критерии:

  • состояние активов банка;
  • техническое и технологическое состояние банка;
  • эффективность корпоративной структуры;
  • состояние и потенциал развития отрасли;
  • состояние и потенциал развития государства;
  • система защиты инвесторов в государстве.

Украина и ее банковский сектор имеют серьёзный потенциал, однако текущее состояние страны и отрасли близки к критическому. И, к сожалению, никто не может дать четкого прогноза относительно сроков и путей выхода станы из экономического кризиса. ВВП Украины последние два года падает двузначными показателями, а инфляция обесценивает и без того невысокие доходы населения. Эффекта от декларируемых правительством реформ нет, а поддержка западных партнеров постепенно снижается из-за отсутствия реальных структурных реформ в экономике. Такую ситуацию абсолютно точно нельзя назвать подходящей для инвестирования средств. Поэтому эти два фактора однозначно получат негативную оценку при анализе потенциальными инвесторами.

Относительно системы защиты прав инвесторов в государстве написано уже столько, что остается только резюмировать ее около нулевой уровень. Именно отсутствие действенного законодательства в данной области является одной из основных причин стремления продать свои активы в Украине многими иностранными банковскими группами (пока что сделать это смогла только UniCredit Group).

Эффективность корпоративной структуры государственных банков также зачастую вызывает многие вопросы.  Это касается и численности персонала и процесса принятия решений.

Техническое и технологическое состояние государственных банков является одним из самых худших не только среди группы крупнейших, а и в общем по банковской системе. Решения по кредитам все еще зачастую принимаются на кредитных комитетах (в ситуациях, не требующих данного подхода), программное обеспечение, как правило, устарелое, а рассмотрение кредитных заявок происходит не при помощи специальных программных продуктов, а в стандартных пакетах MSOffice. Поэтому потенциальный покупатель вынужден будет нести значительные расходы на модернизацию технологического состояния банка.

А теперь рассмотрим наиболее важный фактор, анализируемый потенциальным покупателем банка. Это качество его активов. Для анализа взяты данные по крупнейшим банкам Украины.

Основные составляющие активов I группы банков на конец 2015 года тыс. грн. (источник - НБУ)

Банк

Денежные средства и их эквиваленты

Кредиты и задолженность юридических лиц, всего

Кредиты и задолженность физических лиц, всего

Ценные бумаги в портфеле банка на продажу

Всего активов

ПриватБанк

24979028

156967504

24394594

1386973

241809360

Ощадбанк

30409220

66367846

2790548

46955924

156596306

Укрэксимбанк

15616007

57284086

362565

45581949

140192251

Проминвестбанк

4328155

42185096

61072

3967899

55885485

Сбербанк России

2263051

45751839

569452

3978978

53748101

Райффайзен Банк Аваль

13415403

18366597

7594521

882330

52638746

Укрсоцбанк

2504870

15526211

13465317

132976

43079587

Альфа-Банк Украина

6630431

23340049

3621230

2507995

41903836

УкрСиббанк

10892956

12415354

7263285

4482085

38084274

Первый Украинский Международный Банк

5034596

23267344

2654567

1794468

35865288

Укргазбанк

5500971

14710398

1274137

9232508

34044280

Банк VTB (Украина)

1053345

15995334

826981

499440

25278527

ОТП Банк

1180670

9485545

5764931

261969

23055493

Удельный вес основных составляющих активов I группы банков на конец 2015 года тыс. грн. (источник - НБУ)

Банк

Денежные средства и их эквиваленты

Кредиты и задолженность юридических лиц, всего

Кредиты и задолженность физических лиц, всего

Ценные бумаги в портфеле банка на продажу

ПРИВАТБАНК

10,3%

64,9%

10,1%

0,6%

ОЩАДБАНК

19,4%

42,4%

1,8%

30,0%

УКРЭКСИМБАНК

11,1%

40,9%

0,3%

32,5%

ПРОМИНВЕСТБАНК

7,7%

75,5%

0,1%

7,1%

СБЕРБАНК РОССИИ

4,2%

85,1%

1,1%

7,4%

РАЙФФАЙЗЕН БАНК АВАЛЬ

25,5%

34,9%

14,4%

1,7%

УКРСОЦБАНК

5,8%

36,0%

31,3%

0,3%

АЛЬФА-БАНК

15,8%

55,7%

8,6%

6,0%

УКРСИББАНК

28,6%

32,6%

19,1%

11,8%

ПУМБ

14,0%

64,9%

7,4%

5,0%

УКРГАЗБАНК

16,2%

43,2%

3,7%

27,1%

Банк VTB (Украина)

4,2%

63,3%

3,3%

2,0%

ОТП БАНК

5,1%

41,1%

25,0%

1,1%

В классическом варианте качество кредитов банка характеризуется объемом сформированных под них резервов.

Резервы под обесценение кредитов и задолженности клиентовI группы банков на конец 2015 года тыс. грн. (источник - НБУ)

Банк

Кредиты и задолженность юридических лиц, всего

резервы под обесценивание кредитов изадолженности юридических лиц

% резервов от выданных кредитов ЮО

ПРИВАТБАНК

156967504

-12408455

7,9%

ОЩАДБАНК

66367846

-32682476

49,2%

УКРЭКСІМБАНК

57284086

-37134678

64,8%

ПРОМІНВЕСТБАНК

42185096

-12476628

29,6%

СБЕРБАНК РОСІЇ

45751839

-8129856

17,8%

РАЙФФАЙЗЕН БАНК АВАЛЬ

18366597

-7374514

40,2%

УКРСОЦБАНК

15526211

-7969267

51,3%

АЛЬФА-БАНК

23340049

-3565689

15,3%

УКРСИББАНК

12415354

-1042059

8,4%

ПУМБ

23267344

-3945295

17,0%

УКРГАЗБАНК

14710398

-4345326

29,5%

Банк VTB (Украина)

15995334

-21336915

133,4%

ОТП БАНК

9485545

-2772693

29,2%

Банк

Кредиты и задолженность физических лиц, всего

резервы под обесценивание кредитов изадолженностифизических лиц

% резервов от выданных кредитов ФО

ПРИВАТБАНК

24394594

-10695284

43,8%

ОЩАДБАНК

2790548

-3022259

108,3%

УКРЭКСІМБАНК

362565

-1157513

319,3%

ПРОМІНВЕСТБАНК

61072

-62823

102,9%

СБЕРБАНК РОСІЇ

569452

-565906

99,4%

РАЙФФАЙЗЕН БАНК АВАЛЬ

7594521

-14918895

196,4%

УКРСОЦБАНК

13465317

-14248483

105,8%

АЛЬФА-БАНК

3621230

-3198998

88,3%

УКРСИББАНК

7263285

-2135147

29,4%

ПУМБ

2654567

-3186640

120,0%

УКРГАЗБАНК

1274137

-4252284

333,7%

Банк VTB (Украина)

826981

-1442851

174,5%

ОТП БАНК

5764931

-3045363

52,8%

Данные, приведенные в таблицах, отчетливо показывают, что активы, мягко говоря, невысокого качества. Об этом говорят следующие факты:

  • объем денежных средств и их эквивалентов у Укрэксимбанка находится в пределах нормального значения (11,14%). У Ощадбанка и Укргазбанка данный показатель составляет 19,42% и 16,16% соответственно. Данные активы не приносят банку никакой прибыли, поэтому можно сделать вывод, что у двух из трех гос. банков на балансе «висят» миллиарды гривен, не приносящие прибыли. Стоит отметить, что по данному показателю сомнительное лидерство принадлежит Укрсиббанку и Райффайзен банк Аваль, которые на данный момент придерживаются консервативной стратегии развития;
  • в ценных бумагах в портфеле банка на продажу учитываются преимущественно ОВГЗ. У Ощадбанка данных бумаг 30% активов, у Укрэксимбанка - 32,51%, у Укргазбанка – 27,12%. Такой процент ценных бумаг позволяет с теоретической точки зрения считать структуру активов диверсифицированной (считается, что в активах банка должно быть порядка 25-30% ценных бумаг). Однако здесь стоит вспомнить, что это ОВГЗ государства Украина, которое согласно рейтингам всех международных рейтинговых агентств, имеет преддефолтный рейтинг. Данный факт обязательно насторожит инвестора, который в случае дефолта страны потеряет 30% своих средств. Стоит отметить, что четвертым банком по данному показателю является Укрсиббанк (11,8%), а у всех остальных банков он не превышает 7,5%;
  • качество кредитного портфеля государственных банков отображено в таблице №3. Согласно приведенным данным, у Ощадбанка сформированы резервы под 49,24% кредитов юр. лицам,   у Укрэксимбанка - 64,83%, у Укргазбанка – 29,54%.То есть практически половина выданных кредитов является по тем или иным причинам некачественными и являются причиной убытков. К тому же стоит отметить, что очень часто клиентами государственных банков являются госпредприятия. Поэтому процесс их верификации перед выдачей кредитов часто представляет собой формальность. И поэтому банк несет дополнительные риски, связанные с потенциальным дефолтом самого государства. По данному показателю «конкуренцию» госбанкам составляют российские банки, специализировавшиеся на кредитовании корпоративных клиентов (VTBи Проминвестбанк, Укрсоцбанк и Райффайзен банк Аваль). У остальных банков уровень сформированных резервов находится в пределах 17-18%.

Стоит также отметить, что при помощи резервов можно корректировать уровень расходов и, тем самым, оптимизировать налог на прибыль. Однако все три госбанка по результатам года показали большие убытки, поэтому использование резервов для оптимизации налога маловероятно.

Обобщив приведенные факты, можно сделать вывод, что активы государственных банков являются недостаточно качественными и потенциальные инвесторы обязательно будут принимать данный факт во внимание при анализе.

Однако хорошим «бонусом» для них будет обширная клиентская база в виде гос учреждений и разветвленная сеть отделений (применимо к Ощадбанку).

В качестве общего вывода можно сказать, что в ближайшее время государственные банки, которые планируется продать, в силу внешних и внутренних факторов не могут быть проданы с ощутимой выгодой. Для того чтобы сделать их привлекательными для потенциальных западных инвесторов, нужно провести огромную роботу по улучшению качества активов, технологической модернизации банков и оптимизировать корпоративную структуру. И надеяться на улучшение факторов, на которые банки прямо не влияют (повышение уровня защиты инвестиций и позитивные тенденции в развитии экономики страны).

Опубликовано на сайте: 17.03.2016

Автор: Сергей Подвигин, аналитик, Простобанк Консалтинг




Тема дня

За услуги тамады на свадьбе в Киеве придется заплатить минимум 1000 грн

Свадьба - важное событие в жизни влюбленных. В наше время расходы на свадьбу составляют значительную долю в бюджете новой семьи. Prostobank.ua узнал, сколько стоят услуги организации свадьбы в столице.

Видео дня

Рекомендуем

  • Интересна информация на тему боулинг в Киеве? Мы рассказали об этом на сайте Prostoblog.com.ua