BankingM&A: делай "два"! Часть 2

"Верхи не могут, низы не хотят" – вот тот классический диагноз расстройств настроения представителей отдельно взятого банковского социума в переходный период, который символизирует собой начало активной фазы сделки M&A.

Итак, совершив короткую, но познавательную поездку в «дилижансе» (см. начало – «Banking M&A: для тех, кто в... дилижансе»), мы приближаемся, пожалуй, к самой трагикомической главе нашего повествования, посвященного некоторым особенностям PR-сопровождения сделок Banking M&A на разных стадиях…

«Верхи не могут, низы не хотят» – вот тот классический диагноз расстройств настроения представителей отдельно взятого банковского социума в переходный период, который символизирует собой начало активной фазы сделки M&A.

Еще не успели высохнуть чернила под соглашением о слиянии/поглощении сторон, еще не успел высказать свое веское «решение-одобрение» по намеченной сделке регулятор, а первый транш калыма за банк-невесту не «капнул» на счета «отцам», как в банке начинают происходить метаморфозы, чью фабулу наверняка бы позаимствовал и сам Ганс Кристиан Андерсен.

Картина пятая – командно анимационная. Вышел ежик из тумана

Нет, внешне банк-невеста работает в штатном режиме. Проводятся платежи. Выполняются все обязательства перед клиентами и контрагентами, etc. Постойте, а что это там скрыто под толщей воды у дрейфующего айсберга? Смотрим баланс – ба, а не сублимация ли это, часом, деловой активности?! Жизнь словно замерла вся «до рассвета». А ведь со дня подписания соглашения до даты согласования сделки регулятором может пройти не один месяц. Как раз на этот период банк-невеста и открывает «курортный сезон» со своими «аниматорами». И хочется «разогнаться», а «низя». Ничего не поделаешь, еще в «дилижансе» заезжий портной проворно снял все замеры. А перекраивать под деформирующуюся фигуру банка-невесты готовое свадебное платье – лишние хлопоты, чреватые срывом сроков намеченной церемонии.

Так мимоходом инкогнито на авансцену выходит далеко не второстепенный в разыгрываемой пьесе персонаж. Такой себе Зицпредседатель Фунт со стороны новых «приемных родителей». Только в отличие от «Золотого теленка», он возникает одним прекрасным утром на пороге «невесты» не с амбициозным намерением стать ее председателем, а скромным «станционным смотрителем». Его функции специфические – быть незримым «гостем» на бюджетном, тарифном, кредитном, профильных комитетах банка. Проводником новых веяний а-ля «есть такое мнение…». Как разрешить создавшуюся дилемму, при которой действующий председатель правления – уже не первый, но еще и не второй – каждый пиарщик банка решает для себя сам. А вот попытки подражательства, вольные или невольные, отдельных «доброжелатей» заслужить себе «малиновые штаны» путем дискредитации действующего главы уж точно не должны спускаться на тормозах, оставаясь без реагирования «пиарчега». Ни с профессиональной, ни с этической точки зрения сие недопустимо. (Так что, ничтоже сумняшеся, предупредительный залп по провокаторам-интерпретаторам из основных PR-орудий вмиг остудит горячие головы и приведет их в чувства). Разумеется, если сам «казачок» не засланный и уже не договорился обо всем с Господином ПэЖэ кулуарно полюбовно.

Картина шестая – сентиментальная. А надо ли пускать слезу?

Как ошибаются те PR-службы банков, которые полагают, что разрядить информационный вакуум на уровне персонала можно трогательным по содержанию и безукоризненным по форме задушевным письмом-обращением руководства. Трудно привлечь на свою сторону сотрудника, который узнал о переменах в банке не из первоисточника, а окольными путями.

Растекаясь мыслью по древу, в витиеватых дифирамбах и тягостных раздумьях о судьбах «родины» можно элементарно заблудиться в трех соснах. Имитация правды, черные дыры в процессе построения в сознании персонала последовательных причинно-следственных связей того, по какой причине происходят изменения в банке, какое место сотрудников в данном процессе, наконец, какие выгоды и угрозы несут в себе изменения – могут вызвать помимо очевидного эффекта сопротивления изменениям, так называемый «рефлекс» Станиславского – «Не верю-ю-ю!». И баста!

Поэтому, дабы не упереться в шлагбаум, аргументировать надо не рефреном-заклинанием из популярной песни: «Хорошо! Всё будет хорошо! Всё будет хорошо, я это знаю, знаю!» – а, как говорит МихалМихалыч Жванецкий, аргументом. Причем не одним на всех, оптом, в рамках специально созванного внеочередного «партийного» отчетно-выборного собрания, на которое «сгоняются» взволнованные делегаты head&frontoffice. Пафосный монолог, при котором одна из сторон спряталась в президиуме за длинным столом, покрытым в лучших традициях кумачовой тканью, выглядит, по меньшей мере, комично. Время самим идти в массы. Ибо на конструктивный диалог можно рассчитывать только в формате персональных встреч. Было бы желание найти и озвучить четкие и понятные аргументы в пользу слияния/поглощения для каждого сотрудника индивидуально. Если, конечно, этот сотрудник, действительно, для банка ценен.

Картина седьмая – идеологическая. Мухи отдельно, котлеты отдельно

Конечно, так или иначе, в обойме останутся не все. Это прекрасно понимают, как на передовой – в отделениях, так и в головном офисе банка-невесты. Но, если «фронтовики» могут более-менее спать спокойно: зачем «приемным родителям» отказываться от готовой инфраструктуры региональной сети – той курицы, которая несет «золотые яйца»? То их коллеги из headoffice, наоборот, всеми фибрами души предчувствуют, что могут запросто расстаться со своим вчера еще в чем-то привилегированным статусом. В их-то случае оптимистичный ответ на банальный, в принципе, вопрос: зачем новым собственникам два головных офиса с дублированием одних и тех же функций – алогичен, по сути. Данный контингент, в большей своей массе, и составляет основу когорты во всем и вся сомневающихся, беспокойно оглядывающихся по сторонам, так как входит в зону риска. Учитывая эту идеологическую подоплеку, коммуникаторам, осуществляющим PR-сопровождение, не лишним будет заключить творческий союз с HR-департаментом. Вместе им предстоит приложить немало усилий для того, чтобы антагонистические настроения не вылились в Массовый Исход не верящих в свое светлое будущее сослуживцев.

К слову, в преждевременном «исходе» сотрудников из банка-невесты как раз прямо не заинтересованы все еще правообладающие родные «отцы». Они, как это водится, дав купеческое слово, обязуются до момента закрытия сделки сохранить жизнеспособным бизнес-организм, не отяготив его для «приемных родителей» побочными дисфункциями. Т.е. передать таким, каким он был на первом свидании. Кому нужен карточный домик? (Варианты, при которых покупка совершается ради обладания банковской лицензией не в счет). Сей обнадеживающий факт может сыграть на руку.

Плацдармом для «обезглавливания» демарша несогласных может стать внедряемая Loyaltyprogram или программа удержания ключевых сотрудников, которые, как известно, также нередко выступают и лидерами мнений. Благодаря своим «целебным» свойствам (выплата дополнительного бонуса в урочный час «Х» в случае их согласия доработать до окончания оговоренного срока), программа-пряник действует куда более эффективно, чем кнут и пропаганда вместе взятые. А главное она дает возможность задействовать в стихийных очагах возгорания расстройств настроения лояльных ретрансляторов, которые и снивелируют, в случае чего, «немотивированные» колебания.

… О том, что происходит потом, когда «оковы тяжкие» лояльности падут, и какая температура за бортом банка-невесты в процессе мутации… пардон, интеграции –в следующий раз…

(продолжение следует)

Опубликовано на сайте: 14.03.2016

Автор: Виктор Пашула, pr эксперт / журналист,








Не пропустите лучшие ставки, тарифы и акции от украинских банков

Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку!

Подписаться

Простобанк ТВ




Рекомендуем