Меньше спрос, больше предложение: обзор рынка автокредитования за 2013 год

В 2013 году украинцы покупали автомобилей меньше, да еще и выбирали машины подешевле, что, очевидно, не способствовало росту автокредитования. При этом средние реальные ставки по займам на новые авто также снижались. И лишь автокредитных программ в прошедшем году стало больше на 25-70% в зависимости от срока и типа займа. Тенденции рынка кредитования на покупку авто в минувшем году анализировал Prostobank.ua

В прошедшем году украинский рынок автокредитования находился под давлением внешних факторов и регулятивных изменений. Прежде всего, на рынок автокредитов влияло сокращение продаж самих автомобилей. По данным Ассоциации «УкрАвтопром», в 2013 году украинцы купили легковых авто 213,3 тысячи штук – на 10,2% или на 24,3 тысячи меньше, чем в 2012 году.

При этом более чем на 20% сократились продажи самых популярных в Украине автомобилей Hyundai – с 22,9 до 18 тысяч единиц, проданных за год. Но больше всего – более чем вдвое – уменьшились продажи автомобилей ВАЗ. В итоге со второй по популярности у украинских покупателей марки в 2012 году ВАЗ переместился сразу на 11 позицию.

Среди популярных марок заметно увеличили свои продажи лишь автомобили Geely – на 35%, с 12 до 16,4 тысяч штук за год. Кроме этого, на 500 штук больше в 2013 году продали автомобилей Ford.

Правда, нельзя сказать, что продажи автомобилей падали равномерно в течение всего года. «Главное отличие украинского автомобильного рынка 2013 года от предыдущего заключается в значительном усилении продаж в марте-апреле с последующим небольшим спадом потребительского спроса в мае-июне, а также в несвойственном для рынка резком снижении продаж в последние два месяца уходящего года», - комментирует Д.Ю. Байденко, начальник департамента альтернативных продаж розничного бизнеса Всеукраинского Банка Развития.

Причина таких всплесков и падений заключается в изменении пошлин на импортные машины. «Увеличение пошлин на импортируемые автомобили самых ходовых марок в апреле-2013 подхлестнуло спрос на них в этот период», - поясняет Константин Синельниченко, руководитель группы менеджеров по автокредитованию ВТБ Банка. Тот же фактор, но месяцем позже, привел к прямо противоположному движению рынка. «Автомобили со складов автосалонов были распроданы, и в мае-2013 начал формироваться отложенный спрос, связанный также с тем, что автолюбители рассчитывали на отмену пошлин. Как следствие, в последующие месяцы наблюдался спад продаж (по некоторым оценкам от 15% до 40%)», - продолжает Константин Синельниченко.

Дальнейшие же действия регуляторов рынка только усилили сокращение продаж. «В сентябре-2013 был введен утилизационный сбор, увеличивший цены на автомобили. В результате, снизился спрос на авто и упали продажи. Перечисленные факторы повлияли на рынок продаж автомобилей и, как следствие, на рынок автокредитования», - резюмирует Константин Синельниченко.

Кроме сокращения объемов продаж, банковские эксперты констатируют и тот факт, что украинцы в 2013 году предпочитали покупать более дешевые автомобили. «Если в 2012 году более популярными были авто класса «средний плюс» и выше, то тенденции 2013 года показывают нам достаточно серьезное смещение потребительского спроса в сторону бюджетных автомобилей. В 2013 году наметилась тенденция к увеличению спроса  на кредиты на автомобили с пробегом», - рассказывает Д.Ю. Байденко.

Выбор увеличился

Количество предложений от банков по покупке «железного коня» в кредит в 2013 году росло. По данным компании «Простобанк Консалтинг», по кредитам на новые автомобили пик предложений от банков из числа 50-ти лидеров по активам пришелся на середину октября-2013, когда по сравнению с началом года число автокредитных программ по всем срокам удвоилось. В последние месяцы 2013 года оно немного сократилось, так что на конец декабря-2013 предложение займов на новые автомобили в зависимости от срока было на 60-70% больше, чем в январе-2013, и составляло 300-390 программ.

Более равномерно, но и гораздо медленнее росло предложение займов на б/у автомобили. По данным компании «Простобанк Консалтинг», за год оно увеличилось на 25-35% в зависимости от срока. Так что к концу декабря-2013 заемщики имели выбор из 17-20 кредитных программ на подержанные автомобили сроком до пяти лет, а также пяти семилетних программ кредитования на подержанные авто иностранного производства.

При этом минимальные авансы по займам на авто не изменились: как и годом ранее, четыре учреждения предлагают займы на автомобили без первоначального взноса (CityCommerce Bank, Альфа-Банк, ПриватБанк и Укрсоцбанк, UniCredit Bank ™).

Вместе с этим распределение банков по размерам минимальных авансов сместилось в сторону уменьшения. По данным компании «Простобанк Консалтинг», с 11-ти до 19-ти банков выросло число учреждений, в которых авансы стартуют от 9-15% стоимости автомобиля. При этом поредели ряды учреждений, в которых авансы начинаются от 19-25% - с 10-ти до восьми банков.

Кредиты подешевели

За прошедший год реальная стоимость займов на новые автомобили в среднем по рынку снизилась. «Основными факторами стали корректировка ставок по депозитам и стоимость ресурсов на межбанковском рынке. Эти и другие причины привели к незначительному уменьшению процентных ставок по автокредитам на протяжении года», - рассказывает Ирина Пушкарёва, начальник сектора сопровождения кредитных заявок банка «Финансы и Кредит»

По данным компании «Простобанк Консалтинг», за год займы на новые автомобили иностранного производства подешевели на 4-4,5 процентного пункта в зависимости от срока. Кредиты на новые отечественные авто потеряли 2,7-3,6 процентных пункта своей реальной стоимости.

При этом основное снижение пришлось на первое полугодие. А с начала июля-2013 и до конца года средние реальные ставки по займам как на новые, так и на подержанные авто оставались практически неизменными, колеблясь в пределах половины процентного пункта.

Противоположные тенденции присутствовали в сегменте кредитования на покупку подержанных авто: здесь средняя реальная стоимость займов выросла. При этом кредиты на подержанные иномарки ограничились подорожанием на 0,5-0,8 процентного пункта, и то лишь при сроках 1-3 года, тогда как семилетние займы подешевели на 2,5 процентного пункта. Кредиты же на подержанные отечественные автомобили выросли в цене на 3,3-3,7 процентного пункта.

Чего ожидать в 2014 году

Эксперты банковского рынка не берутся делать конкретные прогнозы развития автокредитного рынка на 2014 год. По ожиданиям, рынок будет находиться под действием тех же факторов, которые влияли на него в 2013 году. «Сегодня делать какие-либо определенные прогнозы сложно. На стоимость автокредитов прямое влияние оказывают, прежде всего, колебания уровня процентных ставок по депозитам и то, по какой стоимости при этом осуществляется закупка заемных средств на межбанковском рынке. Также важно состояние, в котором, собственно, находится сам автомобильный рынок, и связанная с этим конкурентная борьба между банками за клиентов», - рассказывает Д.Ю. Байденко.

Общая картина рынка автокредитования физлиц по исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 8.01.2014 г. такова

ТОП-10 кредитов на автомобили по минимальному размеру реальной ставки от банков из числа 50-ти лидеров по активам, по данным компании «Простобанк Консалтинг» на 8.01.2014 г. По одному предложению от банка с наименьшим значением минимальной реальной ставки.

Банк

Программа

Аванс

Срок

Реальная ставка, % годовых

мин.

макс.

Universal Bank

Новые иномарки

10%, 13%, 22.5%, 40%, 50%, 60%

1-7 лет

0,29

18,08

ВТБ Банк

Новые иномарки

15%, 30%, 50%, 70%, 9%

1-7 лет

0,85

24,52

Укрсоцбанк, UniCredit Bank ™

Новые иномарки и отечественные

0%, 10%, 20%, 25%, 30%, 50%, 70%

1-7 лет

0,93

24,62

Credit Agricole

CITROЁN

10%, 20%, 30%, 50%, 60%

1-7 лет

1,63

15,55

Укргазбанк

Новые иномарки

10%, 15%, 30%, 50%, 70%

1-7 лет

1,92

18,49

Дельта Банк

Fiat

10%, 20%, 25%, 50%

1-7 лет

2,41

17,15

Правэкс-Банк

Fiat

20%, 30%, 50%

1-7 лет

2,41

15,22

Сбербанк России (Украина)

Новые отечественные

30%, 50%, 70%

1-5 лет

2,41

23,12

Первый Украинский Международный Банк

Новые иномарки

30%, 50%, 9%

1-7 лет

3,36

21,16

Кредобанк

Новые иномарки

10%, 20%, 50%

1-7 лет

5,17

21,2

ТОП-10 кредитов на автомобили по минимальному размеру реальной ставки от меньших банков, по данным компании «Простобанк Консалтинг» на 8.01.2014 г. По одному предложению от банка с наименьшим значением минимальной реальной ставки.

Банк

Программа

Аванс

Срок

Реальная ставка, % годовых

мин.

макс.

Idea Bank (Идея Банк)

Chery, ЗАЗ

10%, 30%

1-7 лет

0,74

24,68

БМ Банк

Новые иномарки и отечественные

10%, 15%, 20%, 25%, 30%, 50%

1-7 лет

2,88

18,01

Юнекс Банк

Новые иномарки и отечественные

10%, 30%, 50%, 70%, 75%

1-7 лет

2,88

21,99

Радикал Банк

Новые иномарки

10%, 20%, 30%, 50%

1-5 лет

5,53

23,61

ВЕРНУМ БАНК

Новые иномарки

20%, 25%, 30%, 40%, 50%, 70%

1-5 лет

5,55

24,08

ТАСкомбанк

Новые иномарки и отечественные

20%, 30%, 50%

1-5 лет

14,46

36,09

Радикал Банк

Skoda

20%, 30%, 50%

1-5 лет

14,67

19,42

VS Bank (Фольксбанк)

Новые иномарки

10%, 20%, 30%, 50%

1-7 лет

18,51

21,66

Банк Кипра

Новые иномарки и отечественные

20%, 30%

1-7 лет

18,67

25,62

АКБ Банк

Б/у иномарки

20%

1-7 лет

22,23

23,85

Оформить кредит, выбрав подходящие для вас условия, вы можете с помощью сервиса онлайн-заявок от Prostobank.ua

Мнение

Константин Синельниченко, руководитель группы менеджеров по автокредитованию ВТБ Банка

В мае-2013 наблюдался спад внутреннего производства автомобилей, который по оценкам экспертов составил 60%. Подобный спад был вызван отсутствием спроса на такие авто и введением некоторыми странами дополнительных пошлин на экспортируемые из Украины автомобили.

Несомненно, все изменения, происходящие на автомобильном рынке, влияют на спрос на автокредиты, составляющие порядка 20% продаж всех автомобилей. Поэтому на изменения спроса на автокредиты в 2013 году влияла не только характерная сезонность, но и общие для рынка продаж автомобилей тенденции.

Как и на стоимость любого кредита, на стоимость автокредита оказывает влияние стоимость ресурсов, за счет которых он финансируется. При отсутствии диспропорций в экономической и политической сферах и балансе на рынке ресурсов изменений в цене кредитов не прогнозируется.

Ирина Пушкарёва, начальник сектора сопровождения кредитных заявок банка «Финансы и Кредит»

Наибольший спрос на автокредиты среди клиентов наблюдался по истечению новогодних праздников и по апрель месяц включительно. Менее активными были июнь-июль (период отпусков). Последующая активизация продаж – начиная с августа месяца.

Особым спросом среди клиентов пользовались совместные партнерские программы, внедренные банками, дилерами и страховыми компаниями, так как они давали возможность приобрести автомобиль по более гибким и выгодным для клиента условиям.

Наиболее популярными среди приобретаемых автомобилей в кредит в прошедшем году были Geely и ЗАЗ (более бюджетная категория авто), а среди авто иностранного производства – Hyundai, VW.

Д.Ю. Байденко, начальник департамента альтернативных продаж розничного бизнеса Всеукраинского Банка Развития

Наш банк видит в кредитовании на покупку подержанных авто перспективы развития и роста, хотя не стоит ждать, что они будут стремительными. Этот сегмент рынка будет развиваться медленно, но стабильно. Но, как и прежде, кредитование новых автомобилей будет составлять основной портфель автокредитов для любого украинского банка.

Опубликовано на сайте: 13.01.2014

Автор: Евгения Резниченко

Источник: http://www.prostobank.ua/

Тема дня

Какие операции считаются рисковыми в контексте финансового мониторинга?

В начале августа Национальны банк Украины принял Постановление №365 "О внесении изменений в Положение о применении Национальным банком мер влияния". В частности, был дополнен перечень операций банков, совершение которых может трактоваться как рисковая деятельность в сфере финансового мониторинга. Подробнее расскажет Prostopravo

Видео дня


Рекомендуем