Подбор кредитов:
Автокредиты под реальные ноль процентов годовых: улыбка Чеширского кота 21.02.2011
Prosto любят исчезать с рынка автокредиты под 0% реальных годовых – так они сделали и в феврале 2011 года. Однако номинальная ставка 0% годовых сохраняется – хотя и состав немногочисленных игроков этого нулевого сектора не меняется все послекризисные полтора года. Зато теперь нулевые программы легче разделить на два типа: с ежемесячной комиссией и высокой реальной ставкой – и без ежемесячной комиссии, когда реальная ставка и вправду близка к нулю.
Рынок кредитов на новое авто с номинальной нулевой ставкой в составе крупных игроков за последние полтора года изменений не претерпел. Если мы посмотрим статьи этой тематики на Prostobank.ua, выпущенные ровно год назад, чуть больше года назад, и полтора года назад – мы увидим точно те же банки, что и сегодня, в конце февраля-2011.
Из числа 50 банков-лидеров по активам по-прежнему в «нулевой» нише присутствует Индэкс-Банк с многочисленными программами по нескольким конкретным автобрендам (порой и по конкретным моделям внутри бренда). Весь 2010 год и начало 2011 был здесь и Universal Bank – тоже всегда работавший с номинальной и реальной ставкой 0% по конкретным маркам (программа была свернута банком буквально перед написанием этой статьи, в середине февраля-2011). Помимо них, с небольшими перерывами на «нулевую» тропу регулярно выходит и Укрсоцбанк – обычно с какой-нибудь одной, тоже узкобрендовой программой. Вот и вся «вечная» команда активных «нулевиков».
Из числа меньших банков многочисленные такие программы (и привязанные к автомаркам, и «глобальные») неизменно есть у Астра Банка. Также «нулевую ниву» нередко возделывают столь активные автокредиторы как Плюс Банк и Всеукраинский Банк Развития. Помимо них, в 2010 году и начале 2011 был с такими условиями замечен и банк «Юнекс» (у него и сейчас есть ставки менее 1% номинальных годовых, но все же уже не нулевые).
При этом не меняется вот уже полтора года «сроково-комиссионная» разбивка – крупные банки чаще всего дают номинальные 0% годовых на срок один год, редко два года, но без ежемесячной комиссии (реальная ставка, в результате, зависит только от одноразовой комиссии и остается весьма малой, «близкой к нулю»).
А вот меньшие банки любят под ставку 0% номинальных годовых давать автокредиты и на сроки три, и пять, и семь лет. Но при этом присутствует или ежемесячная комиссия 0,7%-1,5% от суммы кредита (дающая реальную ставку 17%-30% годовых), или же ставка 0% распространяется только на первый год кредитования, превращаясь во второй год в некоторую ненулевую величину (впрочем, обычно, весьма низкую 5%-15% годовых). Хуже всего заемщику, если срабатывают обе эти маркетинговые хитрости – и такие примеры на рынке сейчас есть.
Попутно вскользь заметим, что сейчас гораздо больше распространены номинальные ставки от 0,1% до 1% годовых (год назад их, собственно, не было). Но тут уже и у крупных банков обычно есть ежемесячные комиссии (Фольксбанк, VAB Bank), дающие реальную ставку едва ли не выше средней. Зато есть при этом и крупные сроки. В итоге на сегодняшний день в диапазоне до 1% номинальных годовых лишь ОТП Банк, не имеющий ежемесячных комиссий, дает довольно низкие реальные ставки – но только на сроки один и два года.
Как легко посчитать свои выплаты
Итак, мы подошли к главному вопросу, который должен задать себе потенциальный заемщик, узнавший о кредитной программе под 0% годовых. Вопрос такой: «Есть ли ежемесячная комиссия, и если да, чему она равна и от чего считается (от остатка кредита или от всей суммы кредита)?». Опыт последнего года подсказывает, что по нулевым кредитам комиссия практически всегда отсчитывается от суммы кредита – но переспросить нужно обязательно.
Если комиссия нулевого кредита отсчитывается от суммы – то дальше все очень легко, никаких калькуляторов не нужно, и даже реальные ставки узнавать не обязательно. Берете сумму тела кредита (для чего узнаете аванс по кредиту, переводите его «проценты» в «реальные деньги» для выбранной вами цены авто, вычитаете из цены машины цену аванса) – и это тело кредита умножаете на величину ежемесячной комиссии. Полученную сумму вам и придется платить по кредиту ежемесячно помимо тела кредита.
Например, для авто ценой 15 тысяч долларов с авансом 20% тело кредита составит 12 тысяч долларов (15-15*0,2), что при ежемесячной комиссии 0,9% от суммы кредита даст 108 долларов в месяц.
А уж тело кредита поделить на выбранный вами срок (в месяцах) тоже умственного труда не составит – если, конечно, банк предлагает вам аннуитетные выплаты. Скажем при сроке пять лет (60 месяцев) упомянутые 12 тысяч долларов «превращаются» в 200 долларов в месяц, а при сроке два года (24 месяца) – в 500 долларов в месяц. Прибавляем ранее полученную ежемесячную комиссию от суммы – и получаем сумму своих выплат. Тем и удобна нулевая ставка – считать выплаты можно в уме.
Если же комиссия отсчитывается от остатка кредита – то с одной стороны, это хорошо (выплаты меньше, чем при такой же по величине комиссии от суммы), а с другой, стороны, посчитать в уме уже не получится. Что не беда, ведь все поправимо с помощью рейтингов реальных ставок автокредитов на Prostobank.ua.
Наконец, очередной раз напомним, что помимо страхования каско и ОСАГО по некоторым кредитным программам – и особенно часто по «нулевым»! – присутствует ежегодное страхование жизни, увеличивающее итоговые выплаты, особенно если срок велик. В настоящее время у обоих кредитующих банков из числа 50 лидеров по активам такого страхования нет (хотя год назад оно и у крупных банков процветало). А вот у меньших банков такое неожиданное бремя встречается почти повсеместно.
К примеру, для кредита в 12 тысяч долларов сроком пять лет страхование жизни обойдется в 360 долларов при получении кредита, 288 долларов перед вторым годом, 216 долларов на третий год кредитования и так далее. Впрочем, по каско и ОСАГО в это же время платить все равно придется втрое-вчетверо больше. В общем итоге, страховые выплаты второго года (каско, ответственности и жизни), поделенные на 12, для указанного кредита составят 80-100 «лишних» долларов в месяц.
В целом, на данный момент самым дешевым по выплатам при низких авансах и крупных сроках «нулевым» кредитом следует признать программу Астра Банка по Lada (аванс от 20%) – хоть реальная ставка и выше среднего, и есть страхование жизни, но больно уж дешева сама машина.
А вот по реальной ставке из низкоавансовых бесспорно выигрывают программы Индэкс-Банка – да вот только срок у них всего один год, что означает многотысячные выплаты в месяц.
А где реальный ноль?
Реальные нулевые ставки (отсутствие выплат банку помимо мелких организационных моментов) после ухода в феврале-2011 из «нулевой ниши» Universal Bank очередной раз нас покинули – как они это неоднократно делали на протяжении 2010 года.
Возможна ли в ближайшее время тенденция увеличения числа кредитных программ с реальной, а не номинальной, нулевой ставкой – возникающей за счет заложения доходов банка в цену автомобиля? «Вряд ли, ведь в таком случае уровень компенсации автосалона должен покрывать расходы банка при выдаче кредита, а при такой ставке на длительном сроке это практически невозможно, – отвечает Антон Шаперенков, директор департамента маркетинга розничного бизнеса VAB Банка.
Коллегу поддерживают и представители банков-конкурентов: «Не думаю, что такие программы могли бы пользоваться популярностью у клиентов, так как в таком случае неконкурентоспособной будет цена автомобиля», – уверен Глеб Бурцев, директор департамента розничного бизнеса БМ Банка.
Вторым важным аспектом «нулевого» сектора является размер аванса «нулевого» и вообще низкоставочного кредита. Не секрет, что банки активно предлагают крайне низкие (для наших реалий) реальные ставки при авансах 55%-75% цены авто – но при этом, как мы показали в начале статьи, почти не выходят на рынок с низкими реальными ставками при авансах 10%-30%. Не говоря уже о безавансовых кредитах, которых нет и с высокими ставками.
«Думаю, что снижение аванса до 10% в кредитах с 0% ставкой нереально, потому что в этом случае подразумевается увеличение компенсации со стороны автодилера, – объясняет Антон Шаперенков. – А в условиях ужесточения конкуренции на рынке автокредитования, когда автосалоны получают все больше предложений банков о сотрудничестве, автодилер уже не будет увеличивать затраты на компенсацию банку».
Некоторые эксперты уверены, что банки будут развивать связку «низкие авансы и низкие ставки» с дополнительными залогами. При нулевой ставке «снижение аванса до 30%, 20% или даже 10% от стоимости автомобиля вполне реально, но доступны такие авансы будут лишь тем, кто обладает своей недвижимостью, хорошей платежеспособностью, возможно даже при наличии поручителя», – предполагает Оксана Мунтян, начальник управления организации розничного бизнеса АктаБанка.
Другие же банкиры видят будущее дешевых низкоавансовых предложений – в форме «незаметных обществу» индивидуальных программ для хорошо известных банку постоянных клиентов: «Если банк «знает своего клиента», соответственно, управляет рисками и портфелем, то финансовому учреждению самому менее интересно завышать первоначальный взнос, снижать сумму кредита, а, следовательно, и размер получаемого дохода», – объясняет выгоды банков от снижения аванса Глеб Бурцев.
По этим и другим причинам прогноз по автокредитным авансам банкиры предлагают, такой:
«Думаю, что среднее значение минимального авансового платежа на текущий год сохранится на уровне около 15%. Такие авансы скорее будут реальны для относительно недорогих автомобилей и заемщиков, которые полностью отвечают требованиям банка», – предполагает Александр Кушлык, директор департамента автомобильного кредитования Плюс Банка.
И напоследок предлагаем читателям ознакомиться с условиями (в том числе, кредитуемыми автомарками), по которым в настоящее время существуют кредиты с номинальной ставкой равной 0% годовых.
Кредиты с нулевой ставкой от банков из числа 50 лидеров по активам. По исследованиям компании «Простобанк Консалтинг» на 14 февраля 2011 года
Номинальная ставка 0% годовых. Ежемесячной комиссии нет | ||||
---|---|---|---|---|
Банк | Программа | Аванс, % цены авто | Срок | Одноразовая комиссия, от суммы кредита |
Honda | 50% | 1 год | 2,5% | |
Subaru (Forester 2009 года производства, Impreza (HB и Sedan) и Legacy - не зависимо от года производства) | 30% (при больших авансах комиссия та же) | 1 год | 2,5% | |
Lexus | 35% (при больших авансах комиссия та же) | |||
Renault (Logan, Sandero, Symbol, Laguna, Paster), Nissan (Note (с механической трансмиссией), Almera Classic, Tiida, Teana, Pathfinder) | 25% (при больших авансах комиссия та же) | |||
Mazda, Suzuki, Toyotа (Camry, Corolla, RAV4, Auris, Avensis ценой до $40 тысяч) | 30% (при больших авансах комиссия та же) | |||
Toyotа (Camry, Corolla, RAV4, Auris, Avensis ценой от $40 тысяч) | 35% (при больших авансах комиссия та же) | |||
Hyundai (Elantra, Sonata, Grandeur) | 50% (при больших авансах комиссия та же) | |||
Nissan (Note (с механической трансмиссией), Almera Classic, Tiida, Teana, Pathfinder) | 55% (при больших авансах комиссия та же) | 2 года |
Из меньших банков кредиты с нулевой номинальной ставкой предлагают, в частности:
Астра Банк – авансы на все нулевые кредиты 20%, страхование жизни 3% остатка в год. Кредиты на Сhevrolet и Opel сроками 1,2,3,5,7 лет (со второго года ставка 5,5% годовых), при этом имеется и одноразовая (1,5%) и ежемесячная (0,55% от суммы) комиссии; реальные ставки 13,47%-14,95% годовых. Также банк кредитует под 0% годовых Lada сроками на 1,2,3,5 лет, есть одноразовая (0,99%) и ежемесячная (0,99% от суммы) комиссии, реальная ставка 23,76% годовых. Машины всех брендов «УкрАвто» предлагаются со ставкой 0,001% сроками 1,2,3,5,7 лет – по программе «Автомаксимум» есть ежемесячная комиссия (0,95% от суммы), реальные ставки 21,05%-22,53% годовых; по программе «Автомаксимум 0%» есть одноразовая (1,5%) и ежемесячная (0,70% от суммы) комиссии, реальная ставка 17,03%-18,28% годовых.
Всеукраинский Банк Развития – авансы на нулевые кредиты 10%, кроме программы с «АИС» (по которой аванс 20%), страхование жизни от 0,5% до 3% остатка в год, одноразовых комиссий нет, сроки 1,2,3,5,7 лет (для китайских и иранских машин и по программе с «АИС» до трех лет). Ежемесячные комиссии – по программе с «АИС» 0,78% от суммы кредита (17,28%-18,21% реальных годовых), по программе с «УкрАвто» 0,84% от суммы (18,61%-19,92% реальных годовых), по программе «Автоноль» 0,9% от суммы (реальные ставки 19,94%-21,35% годовых), по программе с «UA Holding» 1% от суммы (реальные ставки 22,15%-23,72% годовых).
Обновлено: 21.02.2011
Автор: Олег Кочевых