CarCredit – групповая покупка авто (поучительная история)

Иллюстрация http://www.sxc.hu

Автокредитование, впавшее в кому полтора года назад, все еще не торопится оживать. В результате рынок все активнее заполняют новые схемы продаж, в частности услуга приобретения авто в группе. Рассмотрим на примере CarCredit (КарКредит), чего можно ожидать от такого вида покупки автомобиля и стоит ли этой услугой воспользоваться?

Как известно, по итогам 2009 года продажи машин в Украине сократились на 72% по сравнению с 2008 годом - до 207,258 тыс. ед., при этом легковых авто было продано всего 175,165 тыс. ед. (в 3,5 раза меньше, чем в 2008 году). Что же касается 2010-го, то предварительные прогнозы не радуют. Так, по данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) в текущем году будет продано всего около 75 тыс. новых автомобилей , т.е. на 54% меньше чем в кризисном 2009-м...

И тем не менее, спрос на относительно недорогие новые авто в нашей стране сохраняется на достаточно высоком уровне — просто он переходит в разряд отложенного. Иными словами, наши сограждане по-прежнему хотят покупать личные средства передвижения и, действующий бизнес, соответственно, пытается им в этом помочь — безусловно соблюдая при этом и собственную выгоду.

Как это работает?

В условиях почти полного отсутствия банковских кредитов и не вполне удобных для массового покупателя лизинговых схем, рынок обратился к альтернативным способам продажи авто, наиболее известным из которых на сегодняшний день является метод продажи в группах.

Кстати, до октября 2008 года доля реализации авто по данным схемам была сравнительно небольшой (около 5%) из-за исключительной доступности для средних граждан обычных банковских кредитов, зато по итогам 2009 г. этот показатель достиг почти четверти всех объемов продаж авто альтернативными (кредитам и лизингу) способами.

На украинском рынке сегодня действуют несколько крупных операторов, использующих различные варианты системы продажи в группах. Проблема в том, что большинство, вступивших в систему «Кар Кредит» не знает и не до конца понимает принципа работы данной системы. Поскольку отзывы о реальных результатах работы этой схемы, наводняющие Сеть, достаточно противоречивы и субъективны, попробуем разобраться во всем этом, чтобы определить насколько и кому может быть выгодна покупка авто данным способом.

Начнем по порядку. Вступительный взнос в эту составляет 3% от стоимости нового автомобиля. К примеру, если вы захотите купить ВАЗ — ПРИОРА в системе CarCredit (ПАО «Филдес Украина»), то первая сумма, которую вы потратите на его приобретение составит 2 868 грн. , а ежемесячные же выплаты - от 961 грн. Если же ваш выбор пал на другой популярный сегодня автомобиль — Geely CK, то в качестве первичный взноса придется заплатить 2 012 грн., а ежемесячные выплаты – от 675 грн. На первый взгляд – очень немного, но почему такая разница по сравнению с банковским кредитом?

Дело в том, что из денежных выплат формируется общий денежный фонд, за счет которого и приобретаются автомобили для участников групп, а также выплачиваются отчисления страховым компаниям и процент администратору – компании, предоставляющей услугу. Желающие приобрести автомобиль объединяются в группы по принципу одинаковости моделей или сумм. Группа, в среднем, формируется за один или полтора месяца и является закрытой. Максимальное время, на которое заключается договор – 5 лет, в течение этого срока каждый из группы получает автомобиль. Исходя из логики вышеописанного, кто-то в группе получает авто раньше, а кто-то позже. Самый «невезучий» чисто математически должен будет получить свой автомобиль через пять лет, выплатив уже всю его стоимость. Порядок вычисления срока получения каждому конкретному члену группы определяется сложными правилами, общий смысл которых сводится к банальному «кто имеет больше денег на машину, тот получает ее раньше». Это значит, что если клиент заплатил за машину половину, то он должен получить ее раньше, чем другой участник группы, заплативший скажем, только треть. И уж точно раньше, чем клиент, способный заплатить в общий денежный фонд всего лишь один обязательный ежемесячный взнос.

Плюс на минус...

Основным недостатком, вызывающим закономерное возмущение клиентов, является... несоответствие желания получить автомобиль как можно быстрее и возможности внести значительную часть его цены (вплоть до полной его стоимости). То есть, по сути, автомобиль клиент получает только в соответствии с условиями подписанного в салоне договора, а никак не сразу (что является более привычным для потребителя, знакомого с банковским кредитом или лизингом). А если у клиента денег нет, то он вынужден ждать своей очереди. Но разве приятно платить ежемесячные взносы и просто ждать, особенно если какой-то знакомый подшучивает над тобой и твоим ожиданием с той же периодичностью…

Зачем же тогда было подписывать договор, если такой вид покупки авто вам не подходит?

Срабатывает уже известный по многочисленным историям с банковскими кредитами психологический феномен «мелкого шрифта», которым в докризисные времена набирались наиболее «скользкие» моменты условий выдачи займа, - человек, как правило, не хочет читать не приятные для него условия (например, стоимость пользования «чужими» деньгами, начисления пени, штрафов и т.п.), а даже прочитав, не дает себе труда все это осмыслить.

Стоит, однако, отметить, что, в отличии от банковских договоров, документы на приобретение авто в группах составлены с полным соблюдением современных юридических требований к такого рода сделкам, в том числе — и относительно точного указания полных сумм, которые покупателям предстоит заплатить.

В Сети вообще и на профильных сайтах в частности часто можно встретить жалобы на то, что они саму суть системы неправильно поняли при подписании договора, что сами условия по договору их не устраивают, но изменить что-либо уже нельзя. Поэтому, даже если некоторые продавцы порой создают у клиента впечатление, что новую машину он получит буквально «здесь и сейчас» - не стоит верить своему воображению больше, чем тому, что написано в договоре, который вы собираетесь подписать. В конце-концов, предварительно проконсультироваться в службе поддержки клиентов головного офиса компании, перед тем как принимать на себя обязательства, гораздо эффективнее, чем потом искать помощи на интернет - форумах.

Теперь остановимся на плюсах и минусах системы продажи в группах.

Недостатки системы:

  1. Новое авто избранной марки и желаемой комплектации, клиент получает не сразу после подписания договора, а только после того как наберет необходимое количество баллов. Чем больше других членов группы и быстрее вы это делаете — тем быстрее получаете машину.
  2. Участник системы оплачивает административные расходы по обслуживанию заказа за весь период рассрочки, независимо от того, насколько быстро он выплатит всю стоимость машины.
  3. Ассортимент автомобилей, которые можно приобрести благодаря организации покупки в группе, ограничен.
  4. Стоимость машины, исходя из которой, рассчитывается ряд обязательных платежей, может изменяться (как вы понимаете, почти всегда не в меньшую сторону). Это связано с тем, что стоимость автомобиля для участника не фиксируется на момент приобретения, поскольку другие участники группы еще не получили свои машины и с прошествием времени будут приобретать их уже по новой цене.
  5. На весь период выплаты рассроченных платежей жизнь участника группы подлежит обязательному страхованию, что влечет за собой дополнительные расходы. Справедливости ради стоит отметить, что аналогичное требование выдвигают и банки, и лизинговые компании.

Преимущества системы:

  1. Привязка к небольшому (по сравнению с индивидуальной кредитной программой банка) ежемесячному взносу в процентах от текущей стоимости автомобиля исключительно в гривне. Что позволяет значительно уменьшить размер ежемесячного платежа.
  2. Продажи такого рода основаны на принципе полного самофинансирования, которая не нуждается в поступлениях денег извне (из-за пределов группы), а поэтому не зависит ни от стоимости кредитных средств (процентная ставка), ни их общий недостаток на рынке.
  3. Годовой процент жестко зафиксирован на все время действия договора. На это стоит обратить внимание потому, что только за последние шесть месяцев ряд банков уже дважды повышал проценты по кредитам для своих клиентов. Неудивительно, что клиенты на автокредиты перестали бросаться.

Кстати, компании, специализирующиеся на продажах в группах, обычно более лояльно относятся к таким объективным «недостаткам» своих клиентов — возрасту, имущественному положению, наличию поручителей и т.п.

Каждый выбирает по себе...

Проведя сравнительный анализ преимуществ и недостатков системы групповых продаж, можно сделать следующие выводы:

Участники групп действительно гарантированно получают автомобили в оговоренные сроки, согласно условиям подписанных ими договоров — при сотрудничестве с реальными крупными игроками рынка. Впрочем, это не исключает использования самого понятия «продажи в группах» нечистоплотными дельцами — подобно аферам с банковскими кредитами, займами в кредитных союзах и всякого рода кассах взаимопомощи.

Данный способ не подходит для желающих быстро получить авто, заплатив за него всего лишь малую часть стоимости. Внимательно читайте документы, перед тем как их подписать, не стесняйтесь задавать вопросы менеджерам, а при необходимости — лично подъехать в центральный или региональный офисы компании (или хотя бы перезвонить).

Участие в схеме подходит далеко не всем. Система ориентирована на массового покупателя среднего и ниже среднего классов — с достаточным уровнем постоянных доходов, с активно выраженными потребительскими настроениями в эконом- и бизнес- секторе. Тем, кто предпочитает эксклюзивные авто, готов к текущим кредитным ставкам в банках или может полностью оплатить дорогую покупку — здесь и сейчас — в группе делать нечего. Как, впрочем, и тем, кто не уверен в стабильности своих финансовых поступлений и подсознательно хочет разделить свои риски с партнерами по группе.

Кстати, сама система продажи авто в группах появилась не вчера и даже не в Украине...

Из Японии, с любовью

Сама схема группового приобретения не только автомобилей, но и других высокотехнологичных товаров (современной бытовой техники, сельскохозяйственного инвентаря и транспорта и т. п.) была создана в послевоенной Японии, которой помогла в кратчайшие сроки (менее 15 лет) обеспечить заказами свою промышленность, удовлетворить повышенный спрос на современные материальные блага на внутреннем рынке и начать осваивать рынки внешние.

Вместе с очередными волнами японской эмиграции, система продаж в группах попала на благодатную почву Южной Америки, где и стала одной из важнейших предпосылок бурного экономического роста 1970-80 гг., в т.ч. "бразильского чуда", благодаря которому эта, еще недавно отсталая, страна превратилась в одну из богатейших и перспективных держав мира.

Кстати, в Бразилии и сегодня, в условиях мирового кризиса, до 35% автомобилей и свыше 70% других высокотехнологичных товаров (бытовой техники, компьютеров и проч.) приобретается по схеме групповых продаж. В результате простые потребители (а вместе с ними – и производители, продавцы, банки – вся национальная экономика) оказались защищенными от кризиса надежнее, чем жители благополучной Западной Европы и США.

Свой вклад продажи в группах внесли и в формирование положительной динамики автопродаж в Польше – например, в начале 1990-х на долю подобных схем приходилось до 20% реализованных авто.

Если Вы уже пользовались услугами компании CarCredit, пожалуйста, оставьте свой отзыв для наших читателей на данной ветке форума.

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Prostobank.ua - Личные финансы

Prostobiz.ua - Бизнес-финансы

Prostopravo.com.ua - Новости права

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!